Лидер-гитаристы почти всегда занимают ведущее место в группах. Они на виду, всегда дают интервью, их часто цитируют журналисты. Кит Ричардс в Стоунз и гитарист и один из основных композиторов и его влияние на музыку Роллинг Стоунз никем не оспаривается. Немного другая ситуация была у Джорджа Харрисона в Битлз. Его способности игры на гитаре всегда ставили под сомнения и Джордж Мартин, и оба "главных" автора песен Леннон и Маккартни. Но Ричардс и Харрисон кое-что понимали в том, как быть ведущим гитаристом во всемирно известных рок-группах.
Будучи ведущим гитаристом Rolling Stones, Ричардс был автором знаменитых гитарных риффов группы в таких песнях, как “Brown Sugar” и “Honky Tonk Women”, не говоря уже о Satisfaction. Между тем Джордж всегда знал, как заполнить "гитарное пространство" и сыграть гитарные соло в таких песнях Битлз, как “Day Tripper” и “If I Needed Someone”.
Знание того, что требовалось, чтобы их группы доминировали в чартах и соревновались друг с другом, в некотором смысле связало Кита Ричардса и Джорджа Харрисона. Без них не было бы ни "Битлз", ни "Роллинг Стоунз". Во всяком случае, сейчас это уже невозможно представить.
Кит Ричардс часто рассказывал о своих встречах с Джорджем Харрисоном. Рассказывал с большой теплотой и уважением к Джорджу.
В одном из интервью, опубликованном через несколько месяцев после смерти Джорджа в 2001 году, Ричардс рассказал о своих отношениях со своим коллегой.
“Мы с Джорджем как бы сформировали некое негласное сообщество - мы не слишком часто говорили об этом, хотя время от времени мы хорошо проводили время - нас связывало то, что мы выполняли одну и ту же роль в наших сами знаете каких группах. Мы говорили на одном языке с ним”, - сказал Ричардс. "Мы как бы говорили друг другу: "Ну, кто бы они (автор - Битлз и Стоунз) были без нас!" .
“Он был очень тихим и загадочным парнем во многих отношениях. Но он любил поболтать. У него было очень хитренькое чувство юмора, очень спокойное. Но между нами всегда была эта невысказанная связь.”
Ричардс сказал, что игра Джорджа говорила сама за себя.
В 1988 году Мик Джаггер ввел "Битлз" в Зал славы рок-н-ролла. В своей речи он объяснил, что в первые дни между "Битлз" и "Роллинг Стоунз" существовало некоторое соперничество, раздуваемое прессой. Однако на самом деле они были хорошими друзьями.
Киту нравилась игра Джорджа на гитаре, и он сказал, что его манера игры говорит сама за себя. “Джордж был настоящим артистом. Он написал не так много песен, но те, которые он написал, были очень значимыми, как оказалось, для всей современной музыки. Все они были очень хорошо проработанными и хорошо продуманными невероятно дотошным человеком. Он всегда старался делать то, что хотел сделать”, - продолжил Ричардс в интервью.
“Его записи говорят сами за себя - “While My Guitar Gently Weeps,” “Something,” “My Sweet Lord.” Когда он действительно что-то записывал, он долго работал над этим и делал все так, как хотел до мельчайших деталей, а это очень трудно сделать, особенно когда ты являешься частью чего-то большего и существует мнение твоих коллег, к которому ты обязан прислушиваться”.
Ричардс сказал, что не может говорить о духовности Джорджа, потому что он “ничего в этом не понимает”. Однако он мог говорить професионально об исключительной игре Джорджа на гитаре.
“Что я знаю, так это то, что он был прекрасным гитаристом, ” продолжил Ричардс, - с прекрасной сдержанной манерой игры. Дело в том, что есть Джими Хендрикс, есть и Эрик Клэптон, они великолепные гитаристы-одиночки. Не могу представить их, играющими в группе. А есть такие, которые могут играть в группе. Не столь видимые и заметные. И Джордж был участником группы и командным игроком. Для меня это намного выше того, чтобы быть каким-то виртуозным флэш-художником… Джордж был художником, но он также был f*** (гребаным) ремесленником."
“Когда вы слушаете его песни, вы осознаете, как много в них вложено. Он не исключал ничего, все выведено до малейшей ноты - все на своем месте, ничего лишнего. Джордж создавал свои вещи очень, очень тщательно, поэтому все они давали свое собственное ощущение. Это был парень, который в любое время мог выпустить отличную песню или даже отличный альбом".
Джордж напомнил Ричардсу Чарли Уоттса.
Оглядываясь назад, Ричардс понял, почему Джордж любил жить в уединении, и один из его коллег-стоунов, Чарли Уоттс, этим был похож на него. Участники обеих групп "Битлз" и "Роллинг Стоунз" жили как будто под постоянным вниманием или даже наблюдением всего мира. Поначалу все они боролись за славу быть первыми.
“Я думаю, что еще одна вещь, та напряженность, которая существует между Джорджем и "Битлз" и нами, "Стоунз", заключается в том, что мы в основном одного возраста и случайно оказались в этом уникальном положении "звезд" без какой-либо подготовки. Ты не можешь пойти и окончить звездную школу. А Джорджа это никогда не интересовало. Точно так же как и Чарли. В этом они были как братья.
Джордж очень напоминает мне Чарли Уоттса в этом смысле и во многих отношениях - сдержанность, скромность и просто быть джентльменом, на самом деле. Очень немногих я бы наградил этим словом, в том числе и себя. Но он был джентльменом в прямом значении этого слова.”
Теперь Ричардс скучает по новым мелодиям Джорджа. Как в целом и многие его поклонники.
=====================
Не часто встречаются такие теплые отзывы музыкантов о своих коллегах. Тем приятнее их читать. Всем успехов и огромное спасибо за ваше внимание. И я совсем не обижусь, если вы подпишитесь на мои статьи. Всегда рад новым знакомствам. Материалы из Википедии в статье не использованы.