В предыдущей статье была затронута тема "Реклама и Высоцкий". Судя по комментариям, для многих читателей это вещи несочетаемые. Однако это не так. Владимир Высоцкий как настоящий профессионал своего дела, мог написать песню под любой заказ, в том числе и рекламный.
В 1974 году Ленинградский завод "Русские самоцветы" планировали выпуск новой серии золотых ювелирных изделий в виде знаков зодиака. Видимо, астрология в СССР в середине семидесятых стала модной, но не массово популярной темой, и производители решили подстраховаться - потратиться на рекламный фильм о новой продукции. Процесс этот в те времена был строго централизован. Производители или продавцы, желающие получить кинорекламу, подавали заявку в находившуюся в Москве Главкоопторгрекламу. Оттуда заявка поступала в Госкино, а Госкино уже распределяло заявки по киностудиям. Затем получившийся рекламный фильм демонстрировали в качестве киножурнала перед сеансами в кинотеатрах. А на телевидении тогда никакой рекламы не было (благословенные времена, спасибо партии товарищу Лапину за это!). Так Ленинградская студия документальных фильмов получила заявку на производство рекламного фильма "Знаки зодиака". Съёмку поручили режиссеру В.А. Петрову. В своей книге он рассказывал:
"...Рекламное объединение студии поручило мне делать этот фильм в качестве и режиссёра и оператора.
Идея фильма была такова. Владимир Высоцкий исполняет (за кадром) на свои слова и свою музыку песню о знаках Зодиака, а на экране в это время мы видим артистов пантомимы, которые изображают эти знаки Зодиака. Кому пришла в голову такая идея, не знаю. Я лишних вопросов никогда не задавал. Думаю, что редактору рекламного объединения Сергею Бондарчику – больше некому. (Петров В.А. Страх, или Жизнь в Стране Советов: глава "Знаки зодиака")
Возникает резонный вопрос: почему именно Высоцкий должен был сочинить и спеть про такую весьма условную и абстрактную вещь, как зодиак? Ничто в его творчестве не наталкивало на такой неочевидный выбор. А оказывается, все дело в личных контактах. Владимир Высоцкий был дружен с Кириллом Ласкари, приезжая в Ленинград, всегда заходил к другу.
Там же бывал и Геннадий Михайлович Мищенко, заведующий рекламным отделом "Русских самоцветов". Так что логично предположить, что инициатива обратиться к Высоцкому с таким предложением исходила от него. Упоминавшийся выше редактор рекламного объединения С. Бондарчик встретился с Владимиром Высоцким во время гастролей Таганки в Ленинграде:
"М.Ц. – Как Вам удалось встретиться с Высоцким?
С.Б. – "Таганка" гастролировала в Ленинграде. Они выступали в ДК милиции на Полтавской...
М.Ц. – Но ведь они давали спектакли в ДК имени Первой пятилетки?
С.Б. – Нет, в этот раз они были в ДК милиции, там я Высоцкого и поймал, и сказал, что можно немножко заработать, но для этого нужно будет сделать песню. (Цыбульский М. Фонограмма беседы от 10.05.2009 г.)
В 2013 году Виктор Петров вспоминал:
"Бондарчику пришла очень удачная мысль: пусть артисты пантомимы изображают созвездия, а фонограммой звучит песня Высоцкого, и самого певца в кадре не будет. А в качестве изобразительного материала можно будет использовать реальные фотографии звездного неба, условные аллегорические изображения созвездий, взятые из древних книг, и фотографии реальных ювелирных изделий с завода. Идея такого построения фильма понравилась Высоцкому, студия заключила с ним договор на написание сценария, и певец приступил к работе. Вскоре Володя написал и текст песни, и музыку к нему и сам сценарий. Все это было принято студией и происходило в 1974 году. Съемку фильма в качестве режиссера и оператора студия поручила мне. В январе 1975 года фильм был запущен в подготовительный период, а в феврале – в съемочный".
Интересная деталь: ювелирные изделия еще не были готовы (а по версии режиссера - не подходили для съёмок из-за малого размера). В. Петров быстренько нашел в Мухинском училище двух предприимчивых студентов, которые и изготовили модели знаков зодиака покрупнее. На заводе по этим моделям быстренько отлили изделия из красивого блестящего медного сплава. Они и играли в фильме роль золотых украшений. К сожалению, самого фильма нам увидеть не удастся. Рекламные ролики, гордо именовавшиеся в те времена фильмами, не имели для студий никакой художественной ценности и хранились недолго. Чаще всего их списывали и смывали. Но в архивах студии отметки о списании "Знаков зодиака" нет. Тем не менее, фильм считается безвозвратно утерянным при переезде киностудии в другое помещение.
Любой переезд - катастрофа, это подтвердит всяких, кому хоть раз доводилось менять место жительства. Тем не менее, нет худа без добра. Пани Марлена Зимна настойчиво пыталась найти этот рекламный фильм, для чего обращалась и в "Русские самоцветы", и в архивы кинокомпаний.
В компании "Русские самоцветы" нам, к сожалению, ничего отыскать не удалось. Нам вежливо ответили, что рекламным роликом "Знаки зодиака" предприятие никогда не располагало. И мы вернулись в Санкт-Петербургскую студию документальных фильмов. Благодаря знакомству с Сергеем Рудольфовичем Гельвером - архивистом студии - человеком, знающим все о ее архиве, удалось найти срезки негатива для кинопроката. Разумеется, речь идет о негативе фильма "Знаки зодиака". Глядя на эти немногочисленные срезки, нетрудно представить себе, каким был фильм Виктора Петрова (снявшего "Знаки зодиака"), увидеть его уже не только глазами воображения, но и в реальности - пусть только в нескольких кадрах, нескольких срезках, сохранившихся от негатива. (Зимна М. Неизвестная фонограмма)
Фильм найти не удалось. Зато, по мере упорядочивания и проверки имеющихся материалов нашлась не менее, а по моему убеждению, гораздо более ценная вещь: плёнка с одним из дублей песни "О знаках зодиака". Историю этой находки пани Зимна подробно рассказала на сайте кошалинского музея Высоцкого (ссылка в конце статьи).
2 января 1975 года на студии был издан приказ, первый параграф которого гласит: "Разрешить проведение записи фонограммы по цветному рекламному в 0,5 части кинофильму "Знаки Зодиака" с 3 по 9 января 1975 года".
Еще до начала съемок мы провели на студии звукозапись. Пел Высоцкий под аккомпанемент инструментального ансамбля под управлением Кальварского. Музыканты, человек шесть, играли строго по нотам, никаких импровизаций не было. Кто написал ноты и сделал аранжировку, не знаю. Скорее всего, сам Кальварский. Никакой гитары не было. Звукозапись проводил наш молодой звукооператор Миша Подтакуй. Поскольку в изображении и в звуке часто бывает технический брак, мы всегда делаем много технических дублей. Так было и на этот раз – записали не менее пяти дублей, причем все они были безупречны и совершенно одинаковы – Володя ни разу не сделал ни одной ошибки. Каждый раз он исполнял полный текст своей песни. В конце я попросил его исполнить один дубль сокращенного варианта песни, объяснив, зачем это нужно. Однако Высоцкий категорически отказался менять что-либо. Мне пришлось серьезно повозиться – перемонтировать один из записанных дублей, чтобы он мог подойти для рекламного фильма. Операция эта прошла весьма успешно: ни ОТК, ни специалисты по музыке не заметили никаких подвохов – ни сбоев в музыке, ни технических погрешностей. (Петров В.А. Владимир Высоцкий и съёмка рекламного фильма «Знаки зодиака» // СК-Новости, №1 (303) от 21.01. 2013., С. 19.)
В настоящий момент известны фонограммы двух дублей: один с соло виброфона в конце, второй покороче и с другими инструментами (тот, что нашелся благодаря пани Марлене). На обеих фонограммах текст ни одним словом не отличается от исправленной машинописи, но песня звучит по-разному.
Вот очень красивый клип с YouTube:
Это первый, самый известный дубль, с солирующим виброфоном в конце. А вот второй дубль:
Отличия слышны невооруженным ухом, как говорится. Каждый выберет сам, какая запись нравится больше. Уверена, три неизвестные дубля также чем-то отличались друг от друга. Но, скорее всего, утрачены безвозвратно, как и сам рекламный ролик.
О знаках зодиака
Неправда, над нами не бездна, не мрак, —
Ката́лог наград и возмездий.
Любуемся мы на ночной зодиак,
На вечное танго созвездий.
Глядим, — запрокинули головы вверх, —
В безмолвие, в тайну и вечность —
Там трассы суде́б и мгновенный наш век
Отмечены в виде невидимых вех,
Что могут хранить и беречь нас.
Горячий нектар в холода февралей, —
Как сладкий елей вместо грога, —
Льёт звёздную воду чудак Водолей
В бездонную пасть Козерога.
Вселенский поток и извилист, и крут,
Окрашен то ртутью, то кровью.
Но, вырвавшись мартовской мглою из пут,
Могучие Рыбы на нерест плывут
По Млечным протокам к верховью.
Декабрьский Стрелец отстрелялся вконец,
Он мается, копья ломая,
И может без страха резвиться Телец
На светлых урочищах мая.
Из августа изголодавшийся Лев
Глядит на Овена в апреле.
В июнь, к Близнецам свои руки воздев,
Нежнейшие Девы созвездия Дев
Весы превратили в качели.
Лучи световые пробились сквозь мрак,
Как нить Ариадны конкретны,
Но и Скорпион, и таинственный Рак
От нас далеки и безвредны.
На свой зодиак человек не роптал, —
(Да звездам страшна ли опала?)
Он эти созвездия с неба достал,
Оправил он их в драгоценный металл,
И тайна доступною стала.
Варианты, рукописи здесь: https://vk.com/page-50031359_55382853
Съёмки двухминутного рекламного фильма завершились в первом квартале 1975 года. Фильм успешно демонстрировался в кинотеатрах Ленинграда и Ленобласти. Возможно, некоторые счастливчики его даже видели.
Источники:
Петров В.А. Владимир Высоцкий и съёмка рекламного фильма «Знаки зодиака» // СК-Новости, №1 (303) от 21.01. 2013., С. 19. - URL https://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/303.pdf
Петров В.А. Страх, или Жизнь в Стране Советов: глава "Знаки зодиака"
Цыбульский М. "Знаки зодиака": статья // Владимир Высоцкий: каталоги и статьи. - URL http://v-vysotsky.com/statji/2012/Znaki_Zodiaka/text.html
Зимна М. Неизвестная фонограмма: найдена неизвестная фонограмма песни "Неправда, над нами не бездна, не мрак..." // Muzeum Wladzimierza Wysockiego w Koszalinie = Музей Владимира Высоцкого в Кошалине. - URL https://wysotsky.com/koszalin/09-16.htm
Спасибо, что прочитали. Надеюсь увидеть Вас снова. Другие публикации канала можно найти здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и корректные комментарии тоже лишними не будут.