Найти в Дзене

"Волчья кровь", или Последний истерн

В СССР большой популярностью пользовались ленты в жанре истерн. То есть, остросюжетные приключенческие фильмы, действие в которых происходит в Средней Азии, на юге России, на Урале или в Сибири в 1910-1930-х гг. Обычно героями классических истернов были красноармейцы, ведущие борьбу с белыми или басмачами. Плюсом этого жанра было то, что можно было снять увлекательные картины с динамичным сюжетом: с погонями, стрельбой и драками, при этом идеологическая составляющая была исключительно правильная, поскольку положительными героями были красноармейцы со светлыми лицами. Но с падением Советского Союза снимать истерны перестали. Нет, тяга к приключенческим фильмам у народа никуда не делась. Но акценты в идеологи ощутимо сместились и теперь понять кто прав, кто виноват, кто свой, кто чужой стало куда сложнее. Последней ласточкой классического истерна стал фильм Н. Стамбулы "Волчья кровь".

Все составляющие жанра тут присутствуют: красный командир Родион Добрых в тайге сражается со своим отрядом против белоказаков атамана Серкова. И сначала кажется, что это действительно истерн про становление советской власти.

В комитете.
В комитете.

Но постепенно зрители начинают понимать, что как прототип имелись в виду, скорее, ленты Серджо Леоне. Потому что упор сделан не на революционной борьбе, а на суровой брутальности трех персонажей: Родиона Добрых и его друзей Фрола и Батюра. А они хороши: мужественные, яркие, стреляют с бедра из пистолета или винтовки, лихо запрыгивают на коней без стремян...

-3

А вот таким мог быть индеец из спагетти-вестерна, верный друг главного героя.

-4

Посмотрите, вот именно так мог сидеть Клинт Иствуд в фильмах Леоне. Красивый спокойный мужчина в коже, за поясом - револьвер маузер, рядом - верный конь. А перед ним - смертельный враг. Ну, разве что сигары в зубах и шляпы на голове не хватает.

Родион  Добрых (Е. Сидихин).
Родион Добрых (Е. Сидихин).

Пейзажи в "Волчьей крови" тоже запредельно хороши. Правда, это не бескрайние прерии или живописные каньоны, а тайга и горы. Но это тоже земля, где люди живут по своим законом, где силен тот, у кого есть пистолет или обрез.

-6

Вся революционность фильма - всего лишь обертка, хотя члены уездного ревтребунала настолько типичны внешне, что так и просятся на плакат: бравый матрос в бушлате, полубезумный анархист в солдатской шинели и пр.

-7
Председатель Боровик (В. Авилов).
Председатель Боровик (В. Авилов).

Но у героев нет уже той убежденности в правоте своего дела, что была десять, двадцать, тридцать лет назад, то есть, при советской власти. Неслучайно один из самых сильных образов - это Лукерья, мать, оплакивающая погибших детей. Не красный командир, не его противник, белоказачий атаман, не полковник, жалеющий, что Россию не сдали немцам, а мать, потерявшая сыновей на гражданской войне.

Лукерья (Н. Егорова).
Лукерья (Н. Егорова).

Еще один персонаж, который получился живым и трогательным, - это фельдшер Высоцкий. В безумстве братоубийственной войны он старается остаться человеком, медиком, помогающим всем, кому это нужно. Его политическая борьба (Высоцкий был правым эсером) осталась в прошлом. Сейчас он только лечит и помогает бабам рожать. И, возможно, именно за этим гуманистом - будущее. Хотя он в фильме ни разу ни в кого не выстрелил, именно он - герой. Причем куда больший, чем все эти товарищи или господа с пистолетами. Потому что в итоге он - созидатель, а они - хищники, волки.

Фельдшер Высоцкий (Л. Лауцявичус).
Фельдшер Высоцкий (Л. Лауцявичус).

А вот революционеры получились не такими живыми. Красивые? Да. Яркие? Да. Сильные? Да. Но все это чисто внешнее, а что внутри у них мы так и не узнаем. Что привело Батюра в отряд? Кто такой Фрол? Почему Родион встал на сторону революции? Неизвестно. У этих персонажей прошлого нет. И, возможно, нет будущего.

Фрол (С. Гармаш).
Фрол (С. Гармаш).

Есть еще одна проблема. Отца и сына (полковника Серкова и атамана Серкова) играют актеры-ровесники. Адомайтису на момент съемок было 57 лет, Казакову - 52. Выглядят они на свой возраст, не больше, не меньше. Поэтому лично мне хотелось бы задать пару вопросов тем, кто кастинг проводил.

Полковник Серков (А. Адомайтис).
Полковник Серков (А. Адомайтис).
Атаман Серков (А. Казаков)
Атаман Серков (А. Казаков)

В общем, на мой взгляд, фильм неглубокий и не слишком удачный. Его интересно смотреть как пример эволюция истерна и подражания Леоне. Но не больше. После обсуждения фильма я немного изменила свое мнение. Да, это действительно подражание Леоне но, похоже, герои без прошлого и будущего появились не случайно, а намеренно. Потому что кинематографисты уже не воспринимали их положительными героями. Эти русские "ковбои" - не созидатели, а разрушители. Появились ниоткуда и уйдут в никуда.

-14

Кстати, очень интересно видеть, как в фильме советские традиции (хорошая актерская школа, проработанные костюмы, отличная музыка) сочетаются с новой моралью, отрицающей безусловную правоту революции.

Афиша из вики, остальные картинки - скриншоты.