В СССР большой популярностью пользовались ленты в жанре истерн. То есть, остросюжетные приключенческие фильмы, действие в которых происходит в Средней Азии, на юге России, на Урале или в Сибири в 1910-1930-х гг. Обычно героями классических истернов были красноармейцы, ведущие борьбу с белыми или басмачами. Плюсом этого жанра было то, что можно было снять увлекательные картины с динамичным сюжетом: с погонями, стрельбой и драками, при этом идеологическая составляющая была исключительно правильная, поскольку положительными героями были красноармейцы со светлыми лицами. Но с падением Советского Союза снимать истерны перестали. Нет, тяга к приключенческим фильмам у народа никуда не делась. Но акценты в идеологи ощутимо сместились и теперь понять кто прав, кто виноват, кто свой, кто чужой стало куда сложнее. Последней ласточкой классического истерна стал фильм Н. Стамбулы "Волчья кровь".
Все составляющие жанра тут присутствуют: красный командир Родион Добрых в тайге сражается со своим отрядом против белоказаков атамана Серкова. И сначала кажется, что это действительно истерн про становление советской власти.
Но постепенно зрители начинают понимать, что как прототип имелись в виду, скорее, ленты Серджо Леоне. Потому что упор сделан не на революционной борьбе, а на суровой брутальности трех персонажей: Родиона Добрых и его друзей Фрола и Батюра. А они хороши: мужественные, яркие, стреляют с бедра из пистолета или винтовки, лихо запрыгивают на коней без стремян...
А вот таким мог быть индеец из спагетти-вестерна, верный друг главного героя.
Посмотрите, вот именно так мог сидеть Клинт Иствуд в фильмах Леоне. Красивый спокойный мужчина в коже, за поясом - револьвер маузер, рядом - верный конь. А перед ним - смертельный враг. Ну, разве что сигары в зубах и шляпы на голове не хватает.
Пейзажи в "Волчьей крови" тоже запредельно хороши. Правда, это не бескрайние прерии или живописные каньоны, а тайга и горы. Но это тоже земля, где люди живут по своим законом, где силен тот, у кого есть пистолет или обрез.
Вся революционность фильма - всего лишь обертка, хотя члены уездного ревтребунала настолько типичны внешне, что так и просятся на плакат: бравый матрос в бушлате, полубезумный анархист в солдатской шинели и пр.
Но у героев нет уже той убежденности в правоте своего дела, что была десять, двадцать, тридцать лет назад, то есть, при советской власти. Неслучайно один из самых сильных образов - это Лукерья, мать, оплакивающая погибших детей. Не красный командир, не его противник, белоказачий атаман, не полковник, жалеющий, что Россию не сдали немцам, а мать, потерявшая сыновей на гражданской войне.
Еще один персонаж, который получился живым и трогательным, - это фельдшер Высоцкий. В безумстве братоубийственной войны он старается остаться человеком, медиком, помогающим всем, кому это нужно. Его политическая борьба (Высоцкий был правым эсером) осталась в прошлом. Сейчас он только лечит и помогает бабам рожать. И, возможно, именно за этим гуманистом - будущее. Хотя он в фильме ни разу ни в кого не выстрелил, именно он - герой. Причем куда больший, чем все эти товарищи или господа с пистолетами. Потому что в итоге он - созидатель, а они - хищники, волки.
А вот революционеры получились не такими живыми. Красивые? Да. Яркие? Да. Сильные? Да. Но все это чисто внешнее, а что внутри у них мы так и не узнаем. Что привело Батюра в отряд? Кто такой Фрол? Почему Родион встал на сторону революции? Неизвестно. У этих персонажей прошлого нет. И, возможно, нет будущего.
Есть еще одна проблема. Отца и сына (полковника Серкова и атамана Серкова) играют актеры-ровесники. Адомайтису на момент съемок было 57 лет, Казакову - 52. Выглядят они на свой возраст, не больше, не меньше. Поэтому лично мне хотелось бы задать пару вопросов тем, кто кастинг проводил.
В общем, на мой взгляд, фильм неглубокий и не слишком удачный. Его интересно смотреть как пример эволюция истерна и подражания Леоне. Но не больше. После обсуждения фильма я немного изменила свое мнение. Да, это действительно подражание Леоне но, похоже, герои без прошлого и будущего появились не случайно, а намеренно. Потому что кинематографисты уже не воспринимали их положительными героями. Эти русские "ковбои" - не созидатели, а разрушители. Появились ниоткуда и уйдут в никуда.
Кстати, очень интересно видеть, как в фильме советские традиции (хорошая актерская школа, проработанные костюмы, отличная музыка) сочетаются с новой моралью, отрицающей безусловную правоту революции.
Афиша из вики, остальные картинки - скриншоты.