Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"12 стульев" (СССР, 1976) и "Автопортрет неизвестного" (СССР, 1988)

Автопортрет неизвестного. СССР, 1988. Режиссер Вячеслав Криштофович. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Александр Збруев, Наталья Негода, Елена Константиновская, Анатолий Грачёв и др.

Виктор Мережко предложил Вячеславу Криштофовичу сценарий, по сути, продолжающий тему «Полетов во сне и наяву». Сорокалетний герой снова ощущает, что все как-то не так, и жизнь проходит как песок между пальцев...

Роль «Янковского» досталась в фильме «Автопортрет неизвестного» Александру Збруеву, актеру удивительной органики и несомненного таланта. Но режиссер погружает его в атмосферу герметичного иносказания. Действие зацикливается в фойе и в кинозале какого-то захудалого кинотеатра, где персонаж Збруева вынужден смотреть фильм... о самом себе...

Увы, для эстетской «фестивальной» притчи фильму Криштофовича явно не хватает изысканного стиля и философской глубины, а для любовной драмы — живости характеров персонажей. Примечательно, что даже участие тогдашней секс-звезды №1 советского кино Натальи Негоды ничуть не отразилось на кассовом успехе фильма. А ведь зрители тогда ещё ходили в кино...

Александр Федоров

-2

12 стульев. СССР, 1976. Режиссер и сценарист Марк Захаров (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова). Актеры: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Георгий Вицин, Николай Скоробогатов, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Любовь Полищук, Наталья Журавлёва, Лидия Федосеева-Шукшина, Вера Орлова, Марк Прудкин, Савелий Крамаров, Борис Ульянов, Татьяна Божок, Виктор Проскурин, Елена Шанина и др.

Экранизируя для телевидения популярный роман Ильфа и Петрова, Марк Захаров неизбежно обрекал себя на сравнение с «12 стульями» Леонида Гайдая. Как, впрочем, и с зарубежными экранизациями того же романа, среди коих в первую очередь следует отметить одноименный фильм известного американского комедиографа Мела Брукса.

Пригласив отвергнутого Гайдаем Андрея Миронова на роль гениального мошенника Остапа Бендера, Захаров сделал ставку не только на бесспорный комедийный талант популярного актера, но и на его пластичность и музыкальность.

Геннадий Гладков написал для фильма цикл, на мой взгляд, весьма удачных песен, и Андрей Миронов замечательно их исполнил. Его Бендер получился куда романтичнее Бендера Гомиашвили. При этом Миронов хорошо чувствовал предложенный режиссером ход пародии-стилизации, то и дело намекающей на кассовые кинохиты Великого Немого 1920-х.

Самый яркий пример тому – блестяще сыгранный и снятый танец Андрея Миронова и Любови Полищук на фоне «торгсинов» и иных магазинов...

Хорош и Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова, хотя, быть может, он и уступает в колоритности Кисе Сергея Филиппова. Жаль только, что Марк Захаров излишне увлекся закадровым текстом, пусть даже и в превосходном исполнении Зиновия Гердта...

Александр Федоров