Не думала, что возвращение в деревню и встреча с подругой всколыхнет во мне столько воспоминаний из моего детства. Да и как не вспомнить, если Настюшка – дочка Ани, как две капли воды похожа на свою маму. И, глядя на неё, я вижу ту Аньку, с которой играли всё детство.
Сегодня Настя с братом Матвеем строили себе в саду у бабушки «клетку» - это такой домик-халабуда, чтобы играть в нем летом. Матвей, как взрослый, приколачивал доски, таскал листы фанеры. А Настя наводила уют – из ковриков, пледов и шторок. Дети стаскали из дома в свою клетку маленькие подушки, одеяла и даже маленький столик.
Мы с Аней смотрели на «стройку» и вспоминали свои детские домишки.
Как только начинались летние каникулы, у нас начинался строительный зуд. Мы, как дикари, вырвавшиеся на свободу, успевали испробовать все прелести летней жизни. Из послушных домашних девочек и примерных учениц мы превращались в свободолюбивых индейцев и Робинзонов. И как настоящие Робинзоны, мы строили себе летние жилища, кто во что горазд!
В первые дни лета начиналась обычная перекличка.
- Светка, а ты какую клетку в этом году делать будешь?
- Мама сказала, чтобы больше по всяким углам хибарки не лепила, а жила летом на веранде. Но я все равно в сарае себе клетку сделаю.
- На веранде здорово! Комаров нет и светло от окон. Но клетка тоже хорошо. Мы с сестрой в этом году рядом с баней себе домик сделали. Нам даже папа помогал, крышу настоящую сделал и большую кровать. А то в прошлом году на земле спали. Мне еще бабушка обещала две табуретки в наш домик отдать и столик. Говорит, заживем, как барыни!
Я немного завидовала подружке, настоящие стол и табуретки – это круто! Не то, что мебель из дров и старых досок. Зато у меня был большой сеновал, застекленная веранда и еще своя клетка в сарае.
Кто-то строил шалаши, кто-то домики на больших деревьях. В качестве стройматериалов использовалось всё, что лежало под рукой: доски, шифер, палки, тряпки. И ведь получалось относительно крепкое жилище, не разваливалось от первого ветерка, и мы могли всё лето «жить» в своих домиках!
Мы с подругами летом вообще в доме не ночевали. У нас были свои летние жилища, которые мы называли «клетки». Городили мы эти клетки в разных уголках, лишь бы родители не выгнали. В сарае или в саду мы обустраивали уголок со всеми «удобствами»: с кроватями, столами и стульями, сделанными из подручных материалов.
Вместо стола у нас была пара широких досок, положенных на березовые чурбаки, вместо стульев – перевернутые ведра. Спали мы на домашних матрасах, но для мягкости еще стелили себе под матрас сено.
В такой клетушке мы проводили немного времени. Обычно мы бегали по улицам весь день, и нам надо было только своё место, чтобы отдохнуть от постоянных летних дел.
В этих летних хибарках мы чувствовали себя совсем взрослыми и самостоятельными. У нас был свой собственный мир, куда взрослым вход был воспрещен! Они, правда, и сами не стремились к нам заходить. Родители просто знали, где мы ночуем, и не волновались.
Часто мы с подружками летом ночевали у друг у друга. Редко расходились по домам. Родители нас не теряли, все же друг друга в деревне знают. Мы могли одну ночку переночевать с Анькой в своей клетушке, на следующую ночь в хибарке у Оксанки, а потом идём ночевать к Ритке на сеновал.
Конечно, собравшись большой компанией, мы долго не могли уснуть. Сначала болтали обо всем, вспоминали прошедший день. Потом рассказывали друг другу страшные истории или фантазировали о том, что будет, когда мы станем взрослыми.
Мы были советскими детьми, фантазировали о полетах в космос и спорили, есть ли жизнь на других планетах. Почему-то именно на сеновале и летних клетушках хотелось размышлять о неведомых мирах, о чём-то необычном. Иногда мы с подругами при свете фонаря читали вслух фантастические книги чуть ли не до утра. И не мешали нам комары и колючие травинки в постели.
А когда замолкали, то слышали всё на много километров вокруг. Звуки села, усиленные ночным влажным воздухом, доносятся за несколько километров. Визги девчонок с дальних гуляний, лай собак и пение ночных птиц. Под нами находится загон с домашним скотом, и слышно, как вздыхает корова или как фыркает конь, отмахиваясь от комаров. А ты лежишь в этом мягком ароматном сене и чувствуешь такое счастье, что хочется то ли кричать, то ли плакать. Рядом с тобой уже посапывает подруга, и ты незаметно засыпаешь с улыбкой на губах…
Утро же было не такое прекрасное. Рассвет рано, в пять часов уже ярко светит солнце и слепит глаза сквозь щели сеновала. Голосистый петух орёт во все горло, собаки лают на проходящих коров, кто-то у соседей отбивает молоточком косу. Начинался обычный деревенский день. Иногда мы собирали свои пожитки и уходили досыпать домой в тишину. Но часто нам хватало этих нескольких ночных часов, чтобы отдохнуть и набраться сил на новые летние приключения!
Продолжение читайте здесь
Это 25 глава романа "Я деревенская".
С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries
Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь