Найти тему
еще одну серию

Счастье в условиях меняющейся реальности... (рецензия на дораму «Счастье»)

Во временной сетке дорам начала декабря по рейтингам просмотров уверенно лидировало «Счастье» с финальными сериями. О причинах популярности проекта и говорить нечего – они прозрачны. С первой же серии нас ждет аттракцион ковидных флешбэков с набором ставших сейчас бытовыми реалий: qr-коды, санитайзеры, ношение масок, режим (само-)изоляции. Все то, что мы совсем недавно освоили и пережили. Месяцы социального разобщения, столкновение взглядов на вещи, на ценность жизни, на цену свободы, возрастание уровня страха и паники. Актуально как никогда... Ковидный юмор блестящ.

– Вам известно, о чем мы узнали за время COVID-19?                                                                            – О важности мытья рук?
– Вам известно, о чем мы узнали за время COVID-19? – О важности мытья рук?

Корейские дорамамейкеры решили пойти дальше, утрировав эту ситуацию, ограничив пространство действия героев (жилой комплекс) и донельзя усугубив масштаб проблемы (зомби в постковидное время). Этот прием напомнил небезызвестную «Игру в кальмара». В то время как последняя представляет модель выживания в капиталистическом мире, «Счастье» становится моделью выживания в инфицированном мире.

– Мир не может рухнуть сейчас. Я почти на месте.
– Мир не может рухнуть сейчас. Я почти на месте.

Такая гиперболизация позволяет посмотреть на проблему на уровне завершенности предыдущей, способствующей ее полноценному осмыслению. Так, интересно наблюдать за поведением людей в сложившейся ситуации. Кто монстры? Зараженные или живущие рядом с нами, делящие стены наших внешне счастливых многоквартирок?

– Они не плохие люди. Они просто боятся.
– Они не плохие люди. Они просто боятся.

Основное место действия, как уже упоминалось, – жилой дом комплекса. Неизменно тревожно наблюдать за тем, как «свое» пространство, которое априори должно обеспечивать безопасность, становится «чужим». Всегда можно думать, что Ухань где-то очень далеко, что Африка вообще в другом мире. В дораме же неумолимо транслируется мысль о том, что нет ничего вечного и прочного.

-5

Лейтмотив дорамы в самом ее названии. О счастье упоминается чуть ли не в каждой серии. И если сначала оно приравнивается к решению жилищного вопроса, то ближе к финалу приоритеты героев меняются. Тепло, трогательно, подчас наивно, но очень естественно.

-6

Ярче всего эволюция представления о счастье показана на примере Сэ Бом (Хан Хе Джу). Если поначалу для нее это просто красивая коробка, в которой она себя комфортно чувствует, то в итоге важными становятся те, кто с ней в этой коробке находится. Сама же коробка, как и всякое вещное, перестает быть целью и становится средством, в то время как тот, кто был средством, становится целью.

Экранное взаимодействие Пак Хен Шика (И Хен) и Хан Хе Джу (Сэ Бом) в романтическом плане было минимальным. При этом и без шаблонных дорамных сцен только слепой не увидел любви, самопожертвования, заботы и преданности, которые связывали этих героев.

– Я думала, что я совсем одна.
– Я думала, что я совсем одна.

Не хотелось бы детально анализировать сюжетные дыры, фантастичность ситуаций (иногда доходящую до абсурдности), противоречия в логике действий и решений героев, но они есть (особенно ближе к финалу). Да и будет с ними. Комментарии в соцсетях и обсуждения на форумах расскажут вам об этих моментах лучше.

Счастье не может быть сводимо к многоэтажке. Счастье может быть сведено к простым теплым человеческим взаимоотношениям. К полученной и отданной любви. И все это мы увидели здесь... в ясный день... с прекрасным голубым небом... счастье.

– Теперь ты счастлива?                                                                                                                       – Только когда я с тобой.
– Теперь ты счастлива? – Только когда я с тобой.