Магнитофоны «Тембр» выпускались в г. Горький в 1960-1980-х годах и использовались в радиоузлах, студиях звукозаписи, лингафонных кабинетах. Был и судовой вариант – «Темьр-2С». Трёхскоростной транзисторный стереофонический магнитофон первого класса Тембр-2 выпускался с 1971 года, а с 1977 года его сменил «Тембр-2М».
С этим магнитофоном у меня связано несколько приятных воспоминаний, начну с них, а собственно про магнитофон – в самом конце.
Учеба в техникуме и работа в цехе радиофикации.
В техникуме я получил «Широкий профиль – узкие знания. Специальность 0708. Районная электрическая связь и радиофикация».
Проводное вещание было профилирующим предметом, изучали и «Тембр-2М», но мимоходом – объяснили конструкцию и схему, плюс лабораторная на уровне включить-выключить, запись-воспроизведение.
По распределению до призыва работал в цехе радиофикации линейным монтером и на половину ставки электромехаником. Сигнал радиовещания получали из ЛАЗ (линейно-аппаратный зал) , резервный источник – приёмник «Ишим». Была и местная программа – ее давали в записи с магнитофона «Тембр-2М».
Я за процессом трансляции городской программы пару раз наблюдал, но сам не включал ее – так как дежурить на радиоузле меня оставляли либо в вечер, или в выходные. Зато пришлось менять и юстировать головку магнитофона (не помню, записи или воспроизведения), заодно почистил и смазал детали лентопротяжного механизма – но без фанатизма, ничего не разбирая - механика и кинематика – это не моё.
Принцип назначения дежурства ночью и в выходные дни я понял еще на практике – молодой, семьи нет – значит ты кандидат №1. Здесь было то же самое, но меня это совсем не расстраивало. Во-первых, получал я 350 рублей (это 84 год) – хотя это немного, по меркам Тюменского Севера; у моих соседей по комнате в общаге выходило в месяц 450 (водитель, возил смену на буровую) и до 600 (изолировщик труб).
Во-вторых, когда все начальство из здания РУС (районный узел связи) уйдет, можно пойти в гости на чай в ЛАЗ, где дежурный персонал был исключительно женский, и отбирался на дежурства во вторую смену и в выходные по тому же принципу.
7 класс, кабинет русского языка
В 7 классе мы перешли к другой учительница русского и литературы, звали ее Светлана … Светлана … (отчество не помню, буду называть - Учительница). У нее был свой большой класс, а лучше сказать, аудитория, и большая часть технических средств обучения, которые поступали в школу, попадали туда: кинопроектор, диапроектор, магнитофон «Тембр-2», стереопроигрыватель … Учительница, в отличие от большинства педагогов, во всей этой технике разбиралась и во время обучения использовала, была у нее и своя кинокамера.
Программа по литературе, как и грамматика остались где-то за горизонтом, но что было вне программы - помню: читали, например, вслух «Девушка и смерть» Горького.
А еще были для желающих занятия после уроков – учились заправлять в киноаппарат пленку, крутить кино, делать магнитофонные записи с пластинок и микрофона.
Мне тогда нравился Маяковский (ранний, а не «Я достаю из широких штанин…» etc.), поэтому прочитал перед микрофоном:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана
я показал на блюде студня
косые скулы океана
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ
А вы ноктюрн сыграть смогли бы
на флейте водосточных труб ?
Мой одноклассник записывает песню в своем исполнении на мотив «Из Вагантов», Д.Тухманова:
На Урицкой стороне*, около помойки,
собирается толпа, уносите ноги
Вот стою-у, с колом в руке-е, через ми-иг ударю,
Сердце бедное свело-о, скорбью и печа-алью
та-та-та-та-та-та-та наша Привокзалка**
получала хххххлей от Урицкой палки . и т.д.
*т.е. район ул. Урицкого ** Привокзальный район
При этом он делает движения ногами, руками, и всем телом, выражение лица тоже меняется – вошёл в образ, «блатует» (этому слову научили меня пацаны из леспромхоза, с которыми я был прошедшим летом в пионерлагере - «Чо ты блатуешь …»).
Магнитофон Тембр-2М
Вещь надежная, до сих пор популярная у любителей ретро-аудиотехники. Вес – 25 кг, поэтому назвать «переносным» его можно довольно условно. Раздельные стереофонические тракты записи и воспроизведения, возможность работы монофоническом четырехдорожечном режиме. Три скорости протяжки ленты: 4,76, 9,53 и 19,05 см/сек, и соответственно три диапазона воспроизводимых частот - 63-6300, 63-12500 и 40-16000 Гц;
Как известно, воспринимаемый диапазон речевых частот составляет 200–5000 Гц, музыкальных — 40–10000 Гц. С учетом возможности регулировки АЧХ качество воспроизводимого сигнала на средней и максимальной скорости протяжки превышает возможности как приемников, так и усилителей проводного вещания (а на скорости 19,05 и возможности восприятия среднестатистического человека).
Некоторые высказывают мнение о допотопном дизайне "Тембр-2М2 не соответствующем времени – я его не разделяю. Внешний вид без изысков, но вполне промышленный. Нельзя забывать, что выпускал его завод им. Г.И. Петровского, основной специализацией которого было (и остается) приборостроение для нужд ВМФ и ВМС, так что на первый план конструкторы ставили надежность и функциональность. В то же время бытовые магнитофоны, которые завод тоже выпускал, дизайном хотя и не блистали, но выглядели вполне прилично и не так дубово..
Интересной мне кажется электромеханика, управляемая слаботочными переключателями – реле в цепях управления и электромагниты в лентопротяжном механизме (см. фото ниже). А вот переключатель скоростей – чистая механика. Для его переключения требуется достаточно большое усилие,
С удовольствием посмотрел видео на Yiutube-канале TTF - Время Чинить
ТЕМБР 2М - КАТУШЕЧНЫЙ СТУДИЙНЫЙ МАГНИТОФОН. ОЖИВЛЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ. Часть 1 Первый осмотр.
ТЕМБР 2М - КАТУШЕЧНЫЙ СТУДИЙНЫЙ МАГНИТОФОН. ОЖИВЛЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ. Часть 2. Первое включение.
Еще две мои статьи из серии «Мой музей …» по теме «Проводное вещание»
Мой музей техники связи. Трансляционный усилитель У-100У 4.2.
Мой музей техники связи. Усилитель проводного вещания УПВ-5.
Осталось добавить приемник «Ишим», и тему можно будет считать закрытой.