Найти тему
Кино без мужа

"Последним из всех нас"... или Почему на самом деле напился Женя Лукашин

Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

В честь новогодних праздников сменю на время тематику постов. Сегодня хочу поговорить о бессмертной новогодней комедии (или мелодрамы) "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1976). Мне очень нравится традиция ежегодного просмотра этого фильма. С одной стороны, это воспоминания о семейных посиделках за праздничным столом, связь времен. С другой — чем старше и опытнее становишься, тем понятнее мотивы поступков героев, тем интереснее наблюдать за ними.

В последнее время появилась модная тенденция ругать этот рязановский шедевр. Мол, Женя — хронический алкоголик, Надя — инфантильная старая дева, а Ипполит — красавчик, который правильно все сделал. Масла в огонь подливает вышедший в 2007 году сиквел с Безруковым и Хабенским в главных ролях, где нам показано воплощение в жизнь тоскливого пророчества пьяного мокрого Ипполита о том, что "за такой короткий срок ... создать новое очень трудно". Я с такой концовкой истории Жени и Нади не согласна, но сейчас не об этом даже.

Как я сказала, Жене приписывают зависимость от крепких спиртных напитков. Мол, отказывался в бане, а потом так нарезался, что аж в Ленинграде в себя пришел. На такое способен только завязавший aлкоголик. Тем более, Лукашин врач, хирург — а они часто любят поддать, стресс снимают. Не согласна с этим утверждением ни разу!

Женя не обладает типичной внешностью для человека, плененного зеленым змием, это раз. Во-вторых, он не склонен к перепадам настроения, свойственным пьяницам: протрезвевший Лукашин в ленинградской квартире Нади проявляет немалую выдержку для такой сложной ситуации. Он терпеливо и спокойно выслушивает обвинения Гали в свой адрес, скромно просит взаймы на билет до Москвы, признается Наде, что Ипполит вызывает у него уважение даже после его демарша в ванной. В общем, я к тому, что у Жени было немало поводов закатить скандал, как бывает при "отходняке" у запойных товарищей, но этого не было. (Перепалку с Надей после телефонного звонка Гали я в расчет не беру, Надя сама ее спровоцировала).

Придя в себя, Женя места себе не находит от осознания, что поставил Надю в затруднительное положение и от переживаний за чувства Гали. Друзья, алкоголики, тем более хронические — это люди с пониженной социальной ответственностью и атрофированным эмоциональным интеллектом. Простыми словами: им плевать на всех, кроме себя. Если бы Лукашин беспробудно пил, он бы воспринял эту поездку как очередное приключение и не терзался бы никакими угрызениями совести.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ну а самое главное, давайте внимательно рассмотрим события того предпраздничного дня повнимательнее. Итак, утром в новую квартиру Жени украшать елку приходит его девушка Галя. После получасового воркования наедине, она покидает квартиру уже в статусе невесты.

Характер Гали не вызывает вопросов: сразу понятно, что она — властная и жесткая женщина, у которой "не забалуешь". То, что мягкий уступчивый Женя будет ходить у нее по струнке, очевидно. Галя ставит цели и добивается их, в то время как Женя предпочитает плыть по течению. По их диалогу у новогодней елки становится понятно, что Галя уже ощущает себя полноправной распорядительницей жизни своего тюти жениха. Не задумываясь о предпочтениях и желаниях Жени, она фактически ставит его перед фактом, что новый год они будут встречать вдвоем. Даже будущую свекровь она собирается вытурить к соседке, не говоря уж о каких-то Катанянах.

Галя не просто так хочет уединиться с Женей в новогоднюю ночь. Их отношения подошли к той роковой черте, после которой Лукашин, как честный человек, должен на ней жениться (после двухлетнего знакомства, на секундочку!) Женя понимает, куда клонит Галя, и в порыве даже разражается бравадой, что в новогоднюю ночь он расхрабрится и наконец скажет все, что должен сказать. Он прекрасно понимает, что тянуть дальше неправильно. Но вместе с тем он не хочет жениться. Галя — не та женщина, которую он ждал всю жизнь (хотя в Ленинграде он будет утверждать обратное, но так то в стрессовой ситуации). Но Галя не замечает этого (или делает вид, что не замечает) и прет напролом, потому что очень хочет замуж.

Сначала Галя нахраписто добивается празднования нового года "без свидетелей": чтобы Жене было легче набраться храбрости и сделать ей наконец предложение. Лукашин понимает это и даже признается, что такой вариант развития событий возможен. Вернее, делится мыслями вслух, которые Галя принимает как готовый план их новогоднего вечера. Женя пугается своей откровенности, начинает юлить, но все же признается Гале, что однажды чуть было не женился, но затея оказалась провальной.

Галя не сдается. Признание Жени она использует против него, включая "жертву": говорит о своем страхе, что никогда не услышит заветные слова про руку и сердце. Потом, чтобы успокоить не на шутку взволнованного Лукашина вручает ему гитару с новым посылом: "Люди поют, когда счастливы". Женя успокаивается, обмякает. После песни следует долгий поцелуй, но Галя вырывается из рук любимого, намекая на то, что не принадлежит ему. Эта цепочка спланированных действий приводит к тому, что поплывший Женя все же делает Гале предложение.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Только вот закрыв дверь за новоиспеченной невестой, Женя не выглядит счастливым и спокойным. Он явно сомневается в том, что поступил правильно. И отправляется советоваться с самым близким для него человеком: с мамой. Она в целом ничего не имеет против Гали, но и не в восторге от нее. Единственная причина, по которой мама не возражает против женитьбы сына: "если ты не женишься сейчас, ты не женишься никогда". По ее мнению, 36 лет — возраст, когда мужчине пора обзавестись семьей.

Но маме Жени явно не нравится, как потенциальная невестка командует ее сыном. Поэтому она отправляет его в баню к друзьям (хотя изначально она была против этого и дала Павлику от ворот поворот), чтобы в мужской компании Женя поднабрался недостающей ему храбрости, которая нужна не только для того, чтобы сделать предложение, но и отстаивать свои личные границы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В бане друзья пьют пенное, но Миша припасший бутылочку беленькой, предлагает выпить за предстоящие перемены в личной жизни Лукашина. Женя, которого ждет праздничный вечер с невестой, естественно, отказывается, в качестве компенсации предлагает собраться у него на следующий день. Но Павлик, который в свое время женился на предмете школьной влюбленности Жени, наполняет кружки и произносит тост "за Женю, который преодолел свою застенчивость и наконец женился — последним из всех нас". В этот момент Женя слегка меняется в лице. Самую малость: ведь он уже подшофе, тревожные мысли ему придется сделать то, чего он не хочет на самом деле, отступают на задний план...

Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги... Кадр из фильма
Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги... Кадр из фильма

Но — красноречивая деталь! — когда Миша второй раз спрашивает про Галю, Женя радостно кричит, что он холостой и с удовольствием пьет за это. И предлагает новый тост — за дружбу, главную ценность холостяцкой жизни. Друзья снова накатывают, напевая гимн свободных романтиков: "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги"... после чего отправляются на аэродром.

В общем, после внимательного просмотра эпизода в бане для меня совершенно очевидно, что напился Женя, прощаясь со своей свободной холостяцкой жизнью, с которой прощаться совершенно не хотел. Мудрая мама, отправляя его в баню, понимала, что именно там Женя сможет как следует расслышать свой внутренний голос. Именно это и случилось. Кто ж знал, что продолжение эта история получит в Ленинграде...

Друзья, если хотите больше статей о советском кино на моем канале, не скупитесь на 👍 и комментарии. Так вы даете мне понять, какие публикации интересны моим читателям. Мало лайков, нет комментариев = делаю статьи на другие темы. Всем хорошего настроения!

Почему "Ирония Судьбы. Продолжение"... вовсе не продолжение истории Нади и Жени

От чего на самом деле Лукашин спас Надю, заявившись к ней на З-ю Строителей?