Найти тему
Основной аэродром

📅 Советский сверхзвуковой авиалайнер и вертолёт на сжатом воздухе SO.1220. «День в истории авиации» №105 (27 декабря—2 января)

Реактивный бомбардировщик от ОКБ Туполева, бизнес-самолёт с Y-образным хвостовым оперением и многое другое в новом выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

27 декабря

27 декабря 1937 года — первый полёт многоцелевого гидросамолёта Farman NC.470 (он же Centre N.C-470). /Франция/

В 1935 году компания Farman Aviation Works в инициативном порядке начала работу над тренировочным гидросамолётом для ВМФ Франции. Проект получил обозначение F-470 (позже изменённое на NC.470). Интересно, что производитель получил предзаказ на 10 гидросамолётов ещё до первого полёта NC.470.

Это был высокоплан с поплавковым шасси (иногда ставили и колёсное). 2 × двигателя Gnome-Rhône 9Akx (500 л.с.) позволяли развить максимальную скорость 230 км/ч. Дальность полёта — 1140 км. Вооружение состояло из 1 × 7,5-мм пулемёта и 4 × 50-кг бомб. Экипаж — 6 человек.

Построили 35 гидросамолётов NC.470. Они использовались как для обучения экипажей, так и для патрулирования береговой линии. После начала немецкой оккупации Франции они перестали эксплуатироваться. В 1942 году 14 сохранившихся NC.470 были захвачены немцами и дальнейшая судьба их неизвестна.

28 декабря

28 декабря 1933 года — первый полёт разведывательной летающей лодки Loire 70. /Франция/

ВМС Франции в 1932 году сформулировали требования к дальней разведывательной летающей лодке с возможностью нести бомбовое вооружение. В ответ на это компания Loire Aviation начала работу над проектом Loire 70. Прототип был построен за 1 год.

Это была цельнометаллическая летающая лодка-высокоплан с 3 × двигателями Gnome-Rhône 9Kfr (740 л.с.) Два из них вращали тянущие винты, один — толкающие. Максимальная скорость — 235 км/ч, дальность полёта — 3001 км. Вооружение состояло из 6 × 7,5-мм пулемётов Darne и 4 × 150-кг бомб. Экипаж — 8 человек.

Испытания и исправление недочётов затянулись, и серийное производство Loire 70 началось лишь в 1937 году. Построили 8 летающих лодок, принятых на вооружение французскими ВМС. Все они были потеряны на раннем этапе Второй мировой войны в 1940 году.

29 декабря

29 декабря 1947 года — первый полёт фронтового бомбардировщика Ту-73. /СССР/

Параллельно с разработкой реактивных истребителей в СССР в 1945 году началась активная работа над реактивными бомбардировщиками. После безуспешных попыток существенно улучшить свой поршневой бомбардировщик Ту-2, ОКБ Туполева в 1947 году начинает работу над проектом «73».

Ту-73 представлял собой высокоплан с убираемым шасси и герметичной кабиной. Оснащался 2 × двигателями Rolls-Royce Nene с тягой 22,26 кН и дополнительным двигателем Rolls-Royce Derwent V с тягой 15,6 кН в хвостовой части. Максимальная скорость — 870 км/ч, дальность полёта — 2810 км. Вооружение состояло из 6 × 23-мм пушек + до 3000 кг бомб.

Испытания выявили у самолёта ряд недостатков — нестабильная работа двигателей, дальность полёта меньше требуемой, слабая броневая защита экипажа и т.д. В серийное производство фронтовой бомбардировщик Ту-73 не пошёл, но стал основой для бомбардировщика-торпедоносца Ту-14.

30 декабря

30 декабря 1928 года — первый полёт лёгкого транспортного самолёта Knoll KN-1. /США/

В 1928 году в США из Германии эмигрировал инженер Феликс Кнолл (Felix Knoll) с опытом работы в авиастроительных компаниях Rohrbach Metal Aeroplane и Heinkel Aircraft. Через несколько недель после прибытия в страну он вместе с другим инженером-эмигрантом Гербертом Швенке (Herbert Schwenke) основал компанию Knoll Aircraft. Первым проектом стал транспортный самолёт KN-1, разработанный всего за 2,5 месяца.

KN-1 был бипланом с неубираемым шасси и закрытой кабиной для 3 пассажиров и 1 пилота. Оснащался двигателем Wright J-5-9 мощностью 220 л.с. Крейсерская скорость — 195 км/ч, дальность полёта — 1931 км.

Построили всего 3 самолёта KN-1 — два нашли своих заказчиков, а один сгорел в ангаре во время пожара. Планировалось начать выпуск этой модели с более мощными двигателями, и успели даже построить 2 самолёта. Но в 1929 году компания Knoll Aircraft обанкротилась и производство было свёрнуто.

31 декабря

31 декабря 1968 года — первый полёт сверхзвукового авиалайнера Ту-144. /СССР/

В СССР проектами сверхзвукового пассажирского самолёта занималось в основном ОКБ А.Н.Туполева. После первых концептов, основанных на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22, конструкторы сформировали предварительный облик будущего Ту-144. Работы над самолётом официально начались в 1963 году.

Это был низкоплан-бесхвостка с треугольным крылом, передним горизонтальным оперением и отклоняемой носовой частью. 4 × двигателя НК-144A с тягой 178 кН позволяли развить максимальную скорость 2500 км/ч. Дальность полёта — 3080 км. Вместимость — до 150 пассажиров.

После 7 лет доработок началась эксплуатация Ту-144 (сначала грузы и почта), а 1 ноября 1977 года авиалайнер начал перевозить пассажиров. К сожалению, меньше чем через год его коммерческая карьера закончилась из-за нерентабельности. Построили всего 16 авиалайнеров Ту-144. Один экземпляр стал летающей лабораторией и эксплуатировался до 1999 года.

1 января

1 января 1981 года — первый полёт бизнес-самолёта LearAvia Lear Fan 2100. /США/

В 1976 году основатель компании Learjet — Уильям Лир (William Lear) — инициировал разработку турбовинтового бизнес-самолёта, способного перевезти 6-8 пассажиров на расстояние до 4000 км. Проект получил обозначение Lear Fan 2100.

Это был низкоплан (в основном из композитных материалов) с Y-образным хвостовым оперением и убираемым шасси. 2 × турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney PT6B-35F (650 л.с.) через 2 раздельных вала вращали толкающий винт. Крейсерская скорость — 518 км/ч, дальность полёта — 2869 км. На борту размещалось до 8 пассажиров и 1-2 пилота.

Lear Fan 2100 стал последним проектом Уильяма Лира (он умер в 1978 году). Хотя он неплохо показал себя на испытаниях, но не смог получить сертификат лётной годности из-за проблем с герметизацией салона и невысокой надёжности комбинированного редуктора. Проект закрыли в 1985 году. Успели построить 3 прототипа Lear Fan 2100.

2 января

2 января 1953 года — первый полёт экспериментального вертолёта Sud-Ouest SO.1220. /Франция/

Популярная в 1950-х годах концепция реактивного привода несущего винта вертолётов не прошла мимо Франции. Ещё в 1947 году компания Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest (SNCASO) разработала SO.1100 Ariel с реактивным приводом на сжатом воздухе. После чего приступила к работе на проектом для серийного производства. Предварительно конструкцию решили испытать на экспериментальной модели SO.1220.

SO.1220 представлял собой одноместный вертолёт с открытой кабиной и двухлопастным несущим винтом. На концах лопастей были установлены сопла, воздух в которые нагнетался турбокомпрессором Turbomeca Palouste IV мощностью 275 л.с.

Построили 2 прототипа SO.1220. Их испытания позволили выявить недостатки в конструкции сопел и винта. После успешных доработок на базе SO.1220 был спроектирован уже серийный лёгкий вертолёт SO.1221 Djinn.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

С наступившим Новым годом! Счастья, здоровья и всего лучшего! 🎄

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории