Найти тему
С любовью из России

Было ли на Руси рабство

Оглавление

Человечество сколько существует, всегда пыталось кого-то «приспособить» для бесплатного труда, желательно, с полной потерей всех прав и свобод несчастного. Это и есть рабство в чистом виде. Где мягче, где жестче, но в той или иной форме оно существовало в какую-то эпоху во всех странах. Русь в этом смысле мало того, что не исключение, это один из образчиков такого явления, как рабство – у нас оно было в каком-то смысле уникальным и направлялось, в первую очередь, не на обеспечение наших знатных людей бесправными рабами, а на их продажу с извлечением выгоды!

С. В. Иванов "Торг в стране восточных славян"
С. В. Иванов "Торг в стране восточных славян"

Тяжелая судьба чужаков

Своих сородичей русичи порабощали редко, и было это не по беспределу, а за какой-то проступок:

  • агрессия по отношению к князю или его приближенным;
  • невозврат крупного долга в срок;
  • военные «косяки», такие, как предательство, трусость и т. д.

Причем даже при наличии всех этих факторов жители крупных древнерусских городов (Киев, Новгород, Ростов, относительно Полоцк) далеко не всегда порабощались. С гораздо большей вероятностью их штрафовали или наказывали физически с сохранением свободы как таковой.

С чужаками же разговор был совсем иным. Вспоминаем князя Святослава, который в середине 60-х гг. X века писал, что очень уж люб ему город Переяславец, потому что богаты те земли… дальше следует перечисление богатств, не на последнем месте среди которых стоят рабы. Собственно алгоритм порабощения был примерно таким:

  • князь собирается на сбор дани (до 946 года – полюдье) или в военный поход;
  • встречает сопротивление от местных жителей, чему несказанно радуется;
  • после коротких стычек в руки дружины попадают пленные, которые и обречены стать рабами.

Кстати, именно с тех временем появилось слово «челядь». Вопреки общепринятому толкованию, это не слуга в прямом смысле слова, а именно раб, причем, происходящий из каких-то других народов. Потом, когда рабства на Руси не стало, слово сохранилось, перекинулось на низкооплачиваемых слуг – людей свободных, хотя и занимавших низшие социальные ступени.

Таким образом, рабство на Руси было и процветало. Теперь разберемся с тем, как оно выглядело «изнутри».

-2

Сытые, но несчастные

Итак, выше говорилось, что на Руси рабы были больше товаром, чем «инструментом» ведения собственного хозяйства. Каждую весну в Киев прибывала куча торговых судов из:

  • Византии;
  • арабских стран;
  • иногда из Европы.

Они грузили на борт мед, типично русские травы, сало, рабов и прочий товар. Дальше судьба этих ребят, чаще всего, была незавидной, а иногда и не совсем уж плачевной – это зависело от того, куда они попадали из Руси.

Если посчастливилось оказаться в Византии (рабов там любили и активно использовали практически во всех сферах жизни), то жили более или менее сносно; их кормили, кое-как одевали и сильно не обижали. В странах арабских рабы из числа представителей русских племен (как бы генетически русские, но не принадлежали к киевлянам, новгородцам и пр.) попадали на специализированные рынки, где их раскупали мусульманские купцы, правители и пр. В этом случае сладкой жизни не было – голод, унижения, побои, ранняя смерть, и это при том, что русские рабы на Востоке всегда ценились.

Собственно, к чему это все – путь-то несчастных начинался на Руси, где их воспринимали товаром, который должен быть «функциональным» и хорошо выглядеть.

Рабов в наших городах исправно кормили и неплохо одевали, при необходимости лечили. Личных прав, понятно, ноль, но обижать их и, тем более, убивать никто не желал – просто не выгодно экономически.

Кстати, самая приятная участь была у тех рабов, которые попадали на боярский или княжеский двор. Обращались не всегда хорошо, но, опять же, не отказывали в пище и одежде, а, главное, давали реальную возможность освободиться – достаточно совершить какой-то значимый поступок, принести серьезную пользу хозяину, и русская милость сыпалась на раба. А иной раз и без повода свободу давали – что-то вроде аттракциона неслыханной княжеской щедрости!