Найти тему
На берегах Терека

МАССИРОВАННЫЙ НАБЕГ КОННЫХ ПАРТИЙ ТРЕХ НАИБОВ НА ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ТЕРЕКА В РАЙОН МАЛОЧИСЛЕННОЙ СТАНИЦЫ ПАРАБОЧЕВСКОЙ

Продолжение

События на Кумыкской плоскости, связанные с набегом жителей аула Чиркей на резиденцию шамхалов селение Тарки, ничем не изменили намерения имама Шамиля. Во главе преданных мюридов он, не особо торопясь, продвигался по ичкеринским обществам, одним своим присутствием удерживая новых подданных имамата от не желательных действий. Тем временем наиб Ахверды-Магома получил распоряжение приступить к сбору кавалерии для массированной атаки на левый берег Терека. С этой целью он выдвинулся к селению Шали, где уже 25 декабря соединился с партией наиба Дхеват-хана из Большой Чечни. На следующий день объединенные силы двух хорошо известных наибов прибыли на речку Мичик, на которой уже находился наиб Шуаиб-мулла со своими всадниками. Таким образом в одном месте сконцентрировались до 4000 горских конников, готовых обрушиться на Левый фланг Кавказской линии. Во главе приготовленных к набегу войск имамата, по общему согласию находился наиб Ахверды-Магома, уже успевший зарекомендовать себя опытным кавалерийским командиром. Однако цель для уничтожения наибы определили вместе и остановились на малочисленной станице Парабочевской, к которой можно было подойти практически незаметно, пользуясь тропинками в дремучих лесах.

В кавказских горах. И.Занковский
В кавказских горах. И.Занковский

В хорошо продуманный план вторжения на левый берег Терека вмешался очередной случай в лице информатора, состоящего в тайной связи с новым начальником Левого фланга Кавказской линии генерал-майором М.Я.Ольшевским. Хорошо оплачиваемый лазутчик своевременно успел доставить важные сведения в крепость Грозную, откуда сразу же дали знать о скором массированном набеге командиру Гребенского казачьего полка майору В.А.Венеровскому. В свою очередь в ночь на 26 декабря к селению Брагуны, расположенному на правом берегу Терека, напротив станицы Щедринской выступил отряд под командованием генерала М.Я.Ольшевского в составе 2 батальонов Куринского полка, 1½ сотен мирных чеченцев, имея при себе 2 пушки. Менее, чем за половину суток правительственные войска прошли ускоренным маршем около 60 километров по зимней, совершенно разбитой дороге и прибыли к намеченному пункту к 10 часам утра с намерением затруднить отход чеченской коннице в соседние леса между кордонной линией и Качкалыковским хребтом. Пехотная колонна с артиллерией остановилась в удобном месте, а вся чеченская милиция сразу же отправилась на рекогносцировку в сторону укрепления Амир-Аджи-Юрт, где стрельба постепенно стала стихать и постепенно смещаться в противоположную сторону.

Ольшевский М.Я.
Ольшевский М.Я.

Между тем, наиб Ахверды-Магома точно рассчитал время прибытия и на рассвете 27 декабря по льду Терека перешел на левый берег и спешив несколько сотен чеченцев, атаковал станицу Парабочевскую с трех сторон одновременно. Горцы, рассчитывавшие войти в селение практически без боя, были неприятно удивлены встреченным ружейным залпом. Оборону заняли гребенские казаки и егеря Куринского полка, квартировавшие поблизости под командованием червлёнского хорунжего Зимина. Понеся потери и не предполагая, что придется вести затяжной бой, чеченцы отошли и подняли глухой ропот, не желая лезть под пули и ожидать прибытия подкреплений к атакуемым из ближайших гребенских станиц. Предводители мюридизма не стали испытывать судьбу и решили захватить укрепление Амир-Аджи-Юрт, которое предназначалось к упразднению, но в нем еще находилось до 80 казаков из Донского полка №37. Пока наиб Ахверды-Магома совершал отход и перегруппировку своих сторонников, к месту развернувшихся событий уже подходили гребенские сотни из станиц Щедринской и Шелкозаводской под командованием есаула М.Л.Фролова и прикомандированного штабс-ротмистра Левашова, а также карабинерная рота Куринского полка с казачьим орудием.

Канониры сразу же открыли прицельный огонь по горцам и они наблюдая, как части правительственных войск вышли на лед замерзшей реки, отошли от укрепления Аджи-Амир-Юрт и укрылись за возвышенностью. Вперед устремились 70 конных гребенцов, обстреливая горцев и посчитав что противник отступает, как это зачастую случалось при набегах, не остановились. Однако, вскоре казаки вышли на хорошо спланированную засаду и их «мгновенно атаковали, смяли и опрокинули». В это же время другая часть чеченской партии набросилась на подошедшую пехотную роту и горцы не обращая внимание на ружейный и картечный огонь «врубились в колонну и едва не захватили орудие». За пушку, у которой надломилась боевая ось и все пристяжные лошади оказались перебиты, разгорелась яростная рукопашная схватка. Куринцам с огромным трудом удалось отстоять вышедшую из строя пушку и медленно отступая, отходить к полуразрушенному укреплению Амир-Аджи-Юрт. Чеченцы еще несколько раз бросались в шашки, вознамериваясь захватить любой ценой подобный ценный трофей, но всякий раз егеря Куринского полка буквально выхватывали орудие из их рук.

Всадник на белом коне. Ф.Рубо
Всадник на белом коне. Ф.Рубо

Наиб Ахверды-Магома понеся серьезные потери и понимая, что благоприятное время для массированной атаки уже прошло, приказал отходить по направлению к реке Шавдон. Преследовать их никто не стал, т.к. куринские батальоны, прибывшие из крепости Грозной форсированным маршем, еще не восстановили силы для очередного быстрого перехода. Майор В.А.Венеровский прибыл к месту сражения уже на уставших лошадях, сделав огромный крюк по Притеречным берегам. А чеченская милиция значительно уступала в силах и также совершила почти 80 километровый переход, поэтому и не могла быть отправлена по следам быстро отходивших набежчиков. Создавшимся положением и решили воспользоваться предводители мюридизма, проходя рядом с жилищами мирных чеченцев, обустроившихся всего в нескольких километрах от крепости Грозной, вниз по течению реки Сунжа. Мюриды совершенно неожиданно появились у самой околицы, но несмотря на большие силы и внезапность нападения, встретили такой свирепый отпор, что «все лавры их ограничивались 2 мужчинами и 2 женщинами пленными и 2 парами захваченных волов». Не добившись однозначного успеха и у стен мирного чеченского селения, предводители мюридизма увели свои конные массы за реку Мичик, откуда и разошлись по своим наибствам.

27 декабря правительственные войска потеряли погибшими 2 офицеров, 42 нижних чинов и раненными 2 офицеров, 16 рядовых, а 1 тяжело раненного казака, горцы захватили в плен. Также в этот день выбыло из строя 15 лошадей. По сведениям от лазутчиков, этот рейд произвел крайне неблагоприятное впечатление на простых участников. В горских селениях стойкость противника была оценена по достоинству и чеченцы вопрошали наибов, «что мы в состоянии сделать русским, если не могли истребить даже горсти их»! Однако имам Шамиль не разделял общего мнения и вскоре снова отправил чеченскую конницу к станице Парабочевской, желая сгладить неприятное впечатление от предыдущих проколов.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц