Найти в Дзене
РОТ ФРОНТ

Зависимость от видеоигр признана болезнью

Причины игромании — социальные

С 1 января 2022 года вступила в силу 11-я версия Международной классификации болезней (МКБ-11), принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Одним из новшеств является официальное признание болезнью патологического влечения к компьютерным играм (класс 6C71). В 2020 году в видеоигры играли 40% населения планеты (около 3,1 млрд человек), однако исследований о том, кто из них может считаться «игроманом», не проводилось.

Согласно принятому ВОЗ документу, игровое расстройство — это «модель поведения при игре в цифровые или видеоигры, отличающаяся нарушением контроля за игрой, отведением игре все большего приоритета до такой степени, что ей отдается предпочтение перед другими интересами и повседневными занятиями». При этом диагностируют расстройство по косвенным и расплывчатым критериям — по наличию расстройств в личной, семейной, социальной и иных областях в течение года.

Исследование компании DFC Intelligence, проведённое в июле 2020 года, гласит, что в видеоигры играет 3,1 млрд человек (около 40% населения Земли), в компьютерные игры — около 1,5 млрд человек. Больше всего геймеров находится в Азии, меньше всего — в Северной Америке. Пандемия коронавируса подхлестнула увлечение играми; в 2021 году на компьютерные игры по всему миру было потрачено 180,3 млрд долларов. Рынок видеоигр также демонстрирует устойчивый рост.

Влияние игр на психику остаётся предметом ожесточённых споров и политических спекуляций. С одной стороны, многие консервативные политики безапелляционно утверждают, что игры якобы подталкивают молодёжь к насилию и жестокости. Однако научные исследования говорят о том, что картина гораздо сложнее. С другой стороны, несомненно, что во многих случаях увлечение играми перерастает в игровую зависимость. В некоторых случаях неспособность геймеров оторваться от многочасовых «баталий» приводит к тяжёлым последствия и даже смерти. Например, в 2015 году 32-летний житель Тайваня умер после 3 суток непрерывной игры. А в сентябре 2021 года 15-летний подросток из Испании оказался в больнице из-за зависимости от видеоигры; он проводил за игрой до 20 часов в сутки, перестал учиться и общаться с друзьями.

Психологи отмечают, что в основе «игромании» лежит эскапизм — уход от реальности. Стремление окунуться в виртуальный мир часто вызывается потребностью в компенсации жизненных проблем. Многие оценивают свою жизнь как серую и заурядную, лишённую ярких моментов. Миллионы людей, зажатые в тиски рыночной экономики, не могут реализовать свой творческий потенциал. Как писал советский философ Михаил Лифшиц:

Растущая духовная нищета вполне заменяет физическую… Если в наши дни значительный слой вольноотпущенников капитализма живёт достаточно сытно, то эти люди каждый день чувствуют своё ничтожество.

Игры предоставляют возможность добавить в свою жизнь ярких красок с минимальными усилиями, уйти от тяжёлых жизненных проблем, забыться в выдуманном мире. Творческая энергия, которая могла бы быть потрачена на изменение своей жизни к лучшему, тратится впустую.