В перечне немецких танкистов-асов лейтенант Альберт Эрнст (Albert Ernst) выделяется очень неточной цифрой побед, с разбросом от 55 до 82, и титулом «Витебский тигр». Ещё интересно то, что большую часть своих побед он одержал в одном сражении, хоть и в течении нескольких дней.
Пройти мимо такого интересного персонажа я не мог. Тем более, что как только стал искать подробности, обнаружил, что весьма уважаемые авторы Александр Полищук и Андрей Уланов уже привели много интересной информации. Что позволило сильно сэкономить время и взять некоторые данные у них.
Итак, начнём с того, что Альберт Эрнст танкистом, собственно не был. Воевал он 519-м тяжёлом противотанковом дивизионе (schwere Panzerjäger-Abteilung 519), который сначала был вооружён тяжелыми самоходными противотанковыми установками "Hornisse" (позже переименованных в "Nashorn"), а официально именуемых 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf) с 88-мм пушкой, а затем был перевооружён истребителями танков "Jagdpanther".
В Интернете можно найти много описаний его подвигов в сражении за Витебск. Причём, независимо от того, на каком языке эти тексты написаны, суть везде одна:
- 19-го декабря 1943 года Альберт Эрнст уничтожил шесть советских танков;
- 20-го декабря им было уничтожено четыре танка;
- 22-го декабря фигурирует неконкретная цифра — то ли семь, то ли восемь танков;
- 23-го декабря уничтожен один танк;
- и 24-го декабря Эрнст то ли подбил, то ли уничтожил аж четырнадцать советских танков. Причём, подчёркивается, что ему на это потребовалось всего двадцать один снаряд.
Всего получается за эти дни Эрнст одержал тридцать две или тридцать три победы.
Причём, большая часть советских танков его «Шершень» уничтожил. Именно уничтожил, поскольку в список побед вносились не только уничтоженные танки и другие образцы бронетехники, но и подбитые. Причём во втором случае считались любые попадания, выводящие из строя технику противника хоть на время. Вплоть до перебитой гусеницы.
Учитывая самоходку, на которой воевал Эрнст, такой результат вроде не должен вызвать сомнения — попадание снаряда из его 88-мм пушки танк Т-34 превращало в металлолом, не говоря уж про Т-70, которых под Витебском было ещё немало.
Надо сказать, что успешные действия Эрнста выглядят вполне естественно на общем фоне. По донесениям 14-й пехотной дивизии, на участке которой и действовал 519-й противотанковый дивизион, с 19-го по 25-е декабря 184 советских танка было уничтожено и ещё 10 подбито.
Чтобы не было сомнений, есть статистика по дням. В некоторых сводках указано каким подразделением (как самой дивизии, так и приданным) подбиты или уничтожены танки.
- 19-е декабря: 14-й противотанковый дивизион сообщил о 5 уничтоженных и 1 подбитом танке, 245-й дивизион штурмовых орудий — о 12 уничтоженных и 3 подбитых танках, 3-я батарея 53-го полка реактивных миномётов — о 5 уничтоженных и 2 подбитых, 501-й тяжёлый танковый батальон — о 6 уничтоженных. Всего 28 танков уничтожено и 6 подбито. Про 519-й дивизион не упоминают, хотя там заявили о 8 подбитых танках, которые, видимо, учтены на следующий день;
- 20-е декабря: всего уничтожено 60 танков и 4 подбито, из них на 519-й противотанковый дивизион — 16 уничтоженных и 501-й тяжёлый танковый батальон — 27 уничтоженных;
- 21-е декабря: уничтожено 24 танка;
- 22-е декабря: уничтожено 6 танков;
- 23-е декабря: уничтожено 49 танков, из который 14-й противотанковый дивизион уничтожил 1, 501-й тяжёлый танковый батальон — 31 и 519-й противотанковый дивизион — 17;
- 24-е декабря: уничтожено 12 танков;
- 25-е декабря: уничтожено 5 танков.
Наверное, надо уточнить сразу, что 501-й батальон — это понятно, танки «Тигр», в 245-м дивизионе на вооружении штурмовые орудия, 14-й противотанковый дивизион 14-й пехотной дивизии имел на вооружении 75-мм противотанковые пушки. Чем 14-й артиллерийский полк той же 14-й дивизии подбивал танки не совсем понятно, видимо 105-мм гаубицами. Что касается упоминаемой батареи 53-го полка реактивных миномётов, то по штату в ней полагалось иметь одну 50-м противотанковую пушку.
Получается, что все эти подразделения меньше чем за неделю уничтожили без малого две сотни советских танков. То есть целый корпус. Не многовато?
Сражения за Витебск и Оршу, о которых в данном случае идёт речь, являются одним из больших «белых пятен» истории Великой Отечественной, старательно «забываемых» советскими историками. Достаточно сказать, что войска Западного фронта несколько месяцев вели наступление, с огромными потерями и с весьма малыми результатами. Тем из них, кто уцелел в битве под Ржевом было с чем сравнить. Впрочем, в данном случае речь не про Западный фронт, а 1-й Прибалтийский, который принимал участие в операции двумя армиями своего левого фланга — 43-й и 39-й.
Две сотни сожжённых танков на не очень большом, пусть и весьма важном участке фронта — это серьёзные потери. И, главное, такие потери не могли пройти незамеченными.
Стало быть, стоит посмотреть сводки с другой стороны фронта, поскольку к ним доверия больше по определению. Уж в советских штабах точно знали, сколько у них танков было, и сколько осталось.
На участке 14-й пехотной дивизии вдоль дороги Витебск — Сураж Витебский действовали соединения и части 43-й армии. Мы не будем разбирать подробно, где и против кого какие части армии действовали, просто посмотрим данные по танкам. Благо, рассматривать нужно не так много, ибо в армии имелись лишь 60-я танковая и 46-я механизированная бригады, да 105-й отдельный танковый полк.
Что касается 46-й механизированной бригады, то на 16-е декабря в её 24-м танковом полку было 5 танков Т-34 и 4 танка Т-70. В те дни бригада в основном находилась в резерве, поэтому её потери составили 2 подбитых Т-34 и 1 сожжённый Т-70, и всё это было 25-го декабря.
105-й танковый полк имел на 16-е декабря боеспособных 6 танков Т-34, 2 танка Т-70 и 4 танка Т-60. Через восемь дней, 24-го декабря, в полку было 4 танка Т-34, 3 танка Т-70 и 4 танка Т-60. То есть одну «семидесятку» точно получили из ремонта, и две «тридцатьчетвёрки» точно потеряли. Нет данных про 25-е декабря, но и об активном участии полка в боях в тот день тоже нет упоминания.
Ну и, наконец, 60-я танковая бригада. По ней сведения немного сбиваются. Согласно сводке 43-й армии от 16-го декабря в бригаде 15 танков Т-34 и 8 танков Т-70. Однако, по сводкам бригады, 19-го декабря в наступлении приняло участие 17 танков (11 Т-34 и 6 Т-70), и ещё 9 танков составили резерв (6 Т-34 и 3 Т-70). В боях за 19-е и 20-е декабря потери бригады показаны следующие: сгорело 12 танков (7 Т-34 и 5 Т-70), подбито 7 танков (5 Т-34 и 2 Т-70), подорвалось на минах 2 Т-34 и 1 Т-34 застрял.
По журналу боевых действий 2-го батальона бригады 19-го декабря во 2-м батальоне сгорело 11 танков (7 Т-34 и 4 Т-70) и подбито 4 (1 Т-34 и 3 Т-70). А всего за 19-е и 20-е декабря батальон потерял 13 танков (9 Т-34 и 4 Т-70) безвозвратно и подбито 8 (5 Т-34 и 3 Т-70). Упоминается, что один Т-34 утонул в болоте.
После 20-го декабря бригада в боевых действиях участия не принимала.
Все эти данные укладывается в сводку 43-й армии от 20-го декабря, где указаны потери: Т-34 — 17 и Т-70 — 8. В другие дни потери в танках не указаны.
Учитывая, что всё мои читатели точно знают арифметику, комментировать тут особо нечего. Чтобы получить заявленный немцами результат, все списочные танки 43-й армии (включая находившиеся в капремонте) надо было сжигать раз по три-четыре каждый.
А главное, советские танки (согласно последующим оргвыводам) действовали в той операции неудачно, слишком медлительно и плохо поддерживали пехоту. Мало того, танки действовали фактически лишь первые два дня наступления. Я специально обратил внимание на 24-е декабря (по понятным причинам, связанным с графиком «побед» Эрнста) и вообще не нашёл подтверждения, чтобы в это день советские танки принимали участие в бою. Ну может где-то парочка-другая, что даже в сводках не сочли нужным упомянуть.
Я, на всякий случай уж, проверил и соседнюю 39-ю армию, которая тоже в операции принимала участие. Но её части в эти дни, вроде никак не могли оказаться в тех местах. Да и в 39-й армии планом наступления предполагалось привлечь от силы сто двадцать танков. Так что даже всех машин 39-й и 43-й армии не хватит, чтобы обеспечить победы, заявленные немцами на участке 14-й пехотной дивизии. Даже не хватит для одного Альберта Эрнста, коего, за столь большое количество уничтоженных советских танков, 22-го января 1944 года наградили Рыцарским крестом и прозвали «витебским тигром».
Кстати, сам 519-й противотанковый дивизион к началу боевых действий насчитывал 44 самоходных установки, а когда 26-го декабря убывал на другой участок фронта, в нём осталось 28 боеспособных «Шершней». Так что уж немцам точно досталось немало.
Возможно, кто-то сможет найти ещё какие-то советские танки, которые могли бы оказаться в списке побед Эрнста, но у меня не получилось.
Посему мне остаётся лишь приложить некоторые документы:
Рекомендую также мою статью:
Сколько же немецких танков подбил танкист Павел Гудзь?
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».
И маленькое объявление. Я ищу помощника, может партнёра, а может и компаньона. Не важно, как назвать, но хотелось бы найти человека, которому очень интересна военная история и у которого было бы много свободного времени и желание, совместно со мной готовить материалы для статей. Конкретика будет зависеть от вас, ваших возможностей и способностей.
Если интересно, то пишите на почту nwt@nweb.su..