Найти в Дзене
Наталья Баева

"Люди и страсти" - драма и жизнь

В 15 лет Лермонтов написал драму, которую не решился показать никому: "Люди и страсти". О семейном раздоре, о взрослых, которые не могут поделить ребёнка. Пожилая дама вложила весь жар души во внука - и не желает отдавать его отцу. Обе стороны едва сохраняют внешние приличия - ведь подозревают друг друга в намерениях, весьма неблаговидных. А внук не может, да и не хочет выбирать между двумя любимыми людьми...

В конце концов, не желая быть яблоком раздора, герой отравился.


Наверное, нет такого подростка, которого никогда не посещали бы мысли о самоубийстве, но чтоб на почве неприязни отца и бабушки?

В учебниках литературы эту историю трактуют просто и однозначно: богатая самодурка - бабушка презирала бедного зятя за то, что бедный. Оставила мальчика без отца, даже не думая о том, что обрекает его на душевную драму и прочие комплексы.

Но при ближайшем рассмотрении ... эта легенда оказывается предельно далека от реальности.

Почему же в таком раскладе был уверен сам Михаил Юрьевич? Почему он считал отца жертвой?

Только потому, что родные не стали посвящать его в очень некрасивую историю...

***
Бабушка, Елизавета Алексеевна Столыпина - характер, поразительно современный.

-2

Всю жизнь прожила, не надеясь ни на кого. Знала: "Что сделаешь - то и будет сделано". Конечно, при больших деньгах, но... никому ещё не удавалось положить деньги в тарелку и похлебать - ими надо уметь распорядиться. Да и заработать - так организовать работу шестисот крепостных, чтобы доход был регулярным и более, чем достаточным!

Замуж вышла по большой любви, но муж низкими хозяйственными материями не занимался. Единственную дочь Машеньку любил, как будто любил и жену... но и соседку по имению - тоже!
Как только вернулся из долгой поездки муж соседки, отец семейства ... отравился.
Елизавета Алексеевна назовёт внука в честь своего покойного мужа, но это будет через несколько лет. А тогда... тогда приложила бедного мужа такой эпитафией!

В следующем поколении история повторилась. Пусть не дословно, но всё же...

Шестнадцатилетняя Машенька без памяти влюбилась в отставного капитана Лермонтова. В свете о нем говорили: "Мужчине даже неприлично быть таким красивым!" Других достоинств столичные невесты в нём не замечали - беден, и военная карьера не сложилась. Мария Михайловна была для него партией блестящей. Иными словами - возможностью поправить своё материальное положение.

Не нравился этот жених Елизавете Алексеевне, но пришлось уступить: Машенька проявила характер, настояла на венчании.

Начиналось все просто идиллически!

-3

Однако после рождения ребёнка Мария Михайловна так вполне и не оправилась. И Юрий Петрович воспылал страстью сначала к бонне - немочке, а затем и к дворовым девушкам. Жена, очевидно, обязана была понимать и прощать. Но - не желала! Не слишком стесняясь свидетелей (полный дом дворни!) высказала мужу всё и сразу. И получила кулаком в лицо...

Скоротечная чахотка свела её в могилу через год после этого объяснения, и её мать уверенно считала зятя - убийцей. Отдать ему внука?!


Закон был на стороне отца, и бабушке пришлось стать дипломатом: тактично объяснить, что отец не обеспечит Мишеньке ни домашнего образования, ни врачей, ни поездок на воды (а состояние здоровья мальчика внушало тревогу). Поднять на ноги влиятельную родню в Петербурге, составить завещание, по которому внук станет её наследником лишь при условии, что останется при ней...
Как последний аргумент любящая бабушка привела... свои древние годы! Скоро помирать!
Ей было 42, но она подправила дату в метрике: "Вот! Уже 56!"
И внук остался у бабушки.

-4

Да отец и не возражал - вполне довольствовался встречами раз в два-три года. Иногда бабушка сама привозила внука в имение отца, в Кропотово - ради тётушек, сестёр Юрия Петровича. Им очень хотелось родниться с племянником!

В книге Т. Толстой "Детство Лермонтова" приведены факты о "материальной составляющей" этой семейной драмы. О деньгах. О том, о чём в учебниках писать не принято...

Мария Михайловна - талантливая, восторженная барышня, жила и дышала своей любовью к мужу, и искренне не понимала, почему бы её матери не делиться деньгами, доходом с имения, с её мужем, если уж они - одна семья?

-5

И Елизавета Алексеевна не просто снабжала зятя деньгами на красивую жизнь, но даже оплачивала его карточные проигрыши - единственно для того, чтобы он, по праву мужа, не увёз от неё дочь и внука.
Он брал. Что, конечно, не добавляло ему "респекта" в глазах тёщи.

Со смертью жены источник иссяк.

Удивительно, но уже после смерти дочери Елизавета Алексеевна попыталась оставить зятя в доме на законном основании: предложила ему службу управляющего имением. Занимайся хозяйством - и живи рядом с сыном. Нет, отказался: управляющий - ведь это почти слуга?!

Уехал.

Внука тёща не отдала. Дошла до губернатора, в ожидании его решения прятала Мишеньку у соседей, расставила по дорогам караулы, чтобы предупреждали о появлении зятя...

А зять, по-видимому, грозился забрать сына лишь для того, чтобы от него снова откупились. В запальчивости Елизавета Алексеевна даже сказала, что за внука и имение отдаст - и зять приехал с готовыми бумагами: переписывайте на меня Тарханы!
Это и стало последней точкой в их отношениях. Зятю было решительно указано на дверь.

За все последующие годы Юрий Петрович не попытался поправить своё состояние - жил в своём разорённом имении. Тихо и незаметно. Обещал заняться сыном, когда тому исполнится шестнадцать, и это своё обещание сдержал даже чуть раньше: устроил пятнадцатилетнего Мишеля в Московский Благородный пансион.

Да через полтора года внезапно умер.

Ясно, что подробности семейной драмы ребёнку никто не рассказывал - и он всерьёз считал отца бедной жертвой богатой и влиятельной тёщи. Жалел.

-6

И рисовал его вот так - с любовью.