Найти тему
С любовью из России

Как разрабатывали «Запорожец»

Оглавление

«Горбатый», «Запор», «Чебурашка». Он стал героем тысяч анекдотов, снялся в сотнях фильмов, над ним смеялись, но все его хотели или, как говорили в советские времена, «хотя бы его». Речь идет о Запорожце – автомобиле, ставшем символом нескольких поколений советских автолюбителей, которым пешком ходить не хотелось, а денег на Москвич или Волгу не было. Несмотря на тщедушность автомобильчика, история его богата, местами даже трагична!

Потребность в новой машине

В конце 50-х гг. в СССР поняли, что народу нужен какой-нибудь недорогой, но надежный автомобиль, которым мог бы без труда управлять даже глубокий старик-инвалид. У иностранцев такие проекты были, например, Фольксваген Битл, он же «Жук». У Ситроена встречались подобные модели, даже Мерседес отметился малолитражным классом. Наши же автомобили на тот момент отличались:

  • внушительными размерами;
  • прожорливостью;
  • высокой ценой.
В 1956 году решились окончательно – на московском заводе микролитражных автомобилей под именем Москвича начали разработку первого прототипа будущего Запорожца.

Занятная получилась конструкция! Машина, названная Москвич-444, была очень похожа на итальянский Фиат 600, двигатель едва мог сдвинуть автомобиль с места, подвеска чуть ли не разлеталась на ходу. Казалось бы, первый блин комом, но всплыла новая проблема – московское предприятие не могло справиться с возложенными на него обязанностями.

Москвич-444
Москвич-444

Подумали власти и переместили место разработки новой народной машины на Украину, поставив производственные мощности на запорожский завод «Коммунар». Кстати, двигатели для авто отдельно делали в Мелитополе, а сам «Коммунар» попутно продолжал выполнять основные свои функции – выпускать на рынок сельхозтехнику.

Первый серийный вариант

Путем проб и ошибок, проведя множество экспериментов как с «начинкой», так и с внешним видом, инженеры, наконец, построили модель, достойную выхода в свет – ЗАЗ-965, представленный публике в 1960 году. Правда, в народные руки машины так и не ушли. Выявились серьезные отставания по планам, поэтому те авто сразу осели у «смежников», а гражданам пришлось еще немного подождать. Подождали, и… мнения разделились. 27 лошадиных сил, двигатели не надежные, все скрипит. Казалось бы, не особо удачная машина, однако в СССР аналогов не было, кроме того, первый ЗАЗ, снятый с производства в 1969 г., оказался универсальным.

Горбатый ЗАЗ-965
Горбатый ЗАЗ-965

Например, существовала специальная инвалидная версия, рассчитанная на людей с проблемными ногами (иными словами, с ручным управлением). Появились многочисленные экспортные модификации, и даже отправили несколько партий в Западную Европу. По некоторым оценкам там осело порядка 5000 ЗАЗ-965 экспортных модификаций, оснащавшихся сравнительно мощным движком (до 40 л. с.) и немного обновленной внешностью. Но время шло вперед, требовалась замена.

Ушастая легенда

Уже в начале 60-х стало понятно, что «Горбатый» потребности населения в дешевых машинах долго удовлетворять не сможет. Популярностью он хотя и пользовался, но в народе говорили о нем, откровенно сказать, гадости, связанные как с надежностью, так и с ходовыми качествами.

С середины десятилетия закипели работы по разработке «заменителя», то есть обновленного Запорожца с принципиально отличной конструкцией.

Особенно много «развлекались» с внешностью. Например, некоторые концепты были почти неотличимы от Кадиллаков середины 50-х (в отдельных моментах, конечно), а другие спереди повторяли некоторые модели Фиатов.

Работы шли быстро, и уже в 1967 году свет увидел новый ЗАЗ-966, он же Ушастый, он же тот самый, который у нескольких поколений наших сограждан ассоциировался с шуткой про «полчаса позора по пути на работу». Впрочем, люди советские были непритязательными, машина им понравилась, причем, для многих из них ЗАЗ стал первым личным авто в жизни – стоил всего 1800 рублей, для советского рынка это сущие копейки!

Ушастый ЗАЗ-966
Ушастый ЗАЗ-966

Эта версия Запорожца постоянно дорабатывалась, выпускались новые модификации с:

  • улучшенными тормозами и рулевым управлением;
  • обновленным дизайном;
  • более мощными двигателями (до 50 л. с.).

Показательно, что последний из них (ЗАЗ-968М) выпускался в серию аж до 1994 года!

-5

Источники:

https://ria.ru/20201001/zaporozhets-1578015507.html

https://retroavtoclub.ru/zaporozhec-istoriya-sozdaniya-avtomobilya.html

https://www.gazeta.ru/science/2020/11/21_a_13370113.shtml

https://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/3353-zaporozhec-istoriya-sozdaniya.html

https://www.drive2.ru/b/604807/