В его биографии многое кажется невообразимым: и всенародная актёрская слава с тремя классами образования, и сбывшееся гадание цыганки, и магическая сила детского оберега.
Но сказки бывают и в жизни. И Минька Пугонькин из костромских захолустных Рамешек, выросший в семье всегда пьяного мясника и запуганной матери, с простоватой внешностью и искалеченным войной телом, сделался любимцем огромной страны. А известная красавица-певица ради него бросила своего состоятельного мужа.
В их бедной семье частенько нечего было есть, и Минька ходил на свадьбы плясать - там за это кормили. Спустя годы, спасённые от ампутации ноги вспомнят эту детскую чечётку и смогут шедеврально исполнить в кадре вечный танец "в ту степь" в комедии "Свадьба в Малиновке".
Три класса сельской школы, переезд в Москву для лечения матери и работа на заводе - радости в детстве было мало. Отрадой стало участие в кружке художественной самодеятельности, где юного самородка не могли не заметить, потом сцена столичного театра и открытый путь в кино.
Когда шла работа над озвучкой фильма "Дело Артамоновых", где у Михаила была небольшая роль, началась война. 18-летний Пугонькин отправился в военкомат и воевал год до злополучного ранения в ногу, из-за которого её чуть не ампутировали. Михаил Иванович убедил врача попробовать вылечить, ведь одноногих артистов не бывает! И доктор пошёл на риск. (В госпитале и фамилию ему поменяли на Пуговкин).
В 1944 году в картине «Свадьба» он уже лихо отплясывал в кадре, исполняя свою роль. Лишь когда материал был отснят, позволил себе потерять сознание с полным сапогом крови. Подобное случится ещё не раз. Выбрав себе профессию раз и навсегда, он не обращал внимания на такие мелочи. И в Школу-студию МХАТ поступил без среднего образования и соответствующего документа: выраженный яркий талант был его документом.
Дела на личном фронте поначалу не складывались: небольшой рост, нос картошкой не привлекали в нём слабый пол. Но сердце однокурсницы Надежды Надеждиной покорил именно он, а не статный и красивый Алексей Баталов, пытавшийся ухаживать за девушкой. Пылкий влюблённый после свадьбе был вне себя от счастья, отправляясь с молодой супругой по распределению в Мурманск работать в местном театре. Но в дороге им встретилась цыганка и предрекла Михаилу три женитьбы, чем повергла влюблённого в ужас.
Но случилось так, что родившуюся вскоре дочку Леночку воспитывала бабушка, а мама с папой заботились о карьере и постоянно ревновали друг друга. После 12 лет выяснения отношений супруги разошлись.
А в 1959 году произошла встреча Михаила со знаменитой тогда певицей романсов Александрой Лукьянченко, очень успешной и состоятельной супругой любящего мужа и матерью двух дочерей.
То ли любовь Михаила Ивановича к романсам и умение как-то по-особому трогательно их исполнять, то ли тайный мужской магнетизм сподвигли женщину уйти от мужа к артисту в его неказистую квартирку, но они прожили в счастливом браке больше 30 лет. Артиста не смутило ни наличие у супруги взрослых дочерей, ни то, что она была на 12 лет старше.
Это были поистине счастливые годы. Супруга ушла из профессии и посвятила себя дому. С падчерицами артист прекрасно ладил. Хорошо общался и со своей выросшей дочерью Еленой. Жена следила за его внешностью, приучила модно одеваться, помогала бороться с вредной актёрской привычкой - тягой к спиртному. Карьера шла в гору, актёр много снимался.
Весьма естественной кажется роль режиссёра Якина в гайдаевской комедии, за внимание которого соперничали советские кинокрасотки Наталья Кустинская и Наталья Селезнева. «Якин бросил свою кикимору и уезжает со мной в Гагры!»
В начале 90-х приближающийся к 70-летию артист потерял и свою драгоценную женщину, после долгой болезни покинувшую этот мир, и мир старого кино, и всю привычную жизнь.
Овдовевший Михаил Иванович переживал не лучшие времена. Но ангел-хранитель не оставил его и однажды явился в образе администратора Союзконцерта Ирины Лавровой. Сначала они сотрудничали, потом стали семьёй. Она и была с артистом до последних дней жизни.
Брак с Ириной и обсуждался больше всего на просторах сети. С обидами выступала дочь. Свои аргументы выдвигала Ирина, долгое время боровшаяся с мучимыми Михаила Ивановича последствиями диабета.
Навсегда успокоившийся лицедей теперь не рассудит их разногласий. Он ушёл, сделав в жизни всё, что мог. А точнее - о чём и мечтать не мог необразованный деревенский мальчишка Минька Пугонькин, некогда заперший на ключик деревенскую избу и отправившийся в большой мир. Говорят, ключ этот он и на войне на шее носил. Может, и был он тем мощным оберегом, который спас его от множества невзгод и подарил такую яркую и счастливую жизнь...
Их жизни достойны отдельных кинороманов: