В последние дни ушедшего года на канале НТВ прошёл показ сериала «Волк».
Из комментариев читателей моего канала в Дзене знаю, как многие телезрители относятся к творениям НТВ, особенно к телесериалам, идущим на этом канале. Впрочем, к «шедеврам», транслирующимся на других телеканалах, немалое число зрителей относится не лучше.
Поначалу не было желания смотреть очередную поделку из тех, что заполонили телеэкран. Да и по первым сериям, показанным в один вечер, не углядел чего-то выдающегося в этом сериале. «Операция «Трест», шедшая в те же дни на «Культуре», несравненно лучше. Несмотря на её 55-летний возраст и отсутствие цвета.
Интерес же к «Волку» подогрело то, что, сериал, оказывается, - не просто очередная кинохалтура, типа «мыло», - а лауреат! Эвон, как!
Прошлой весной
«состоялась 34-я торжественная церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника» за 2019-й и 2020-й годы. Специальный приз Совета академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» получил исторический детектив телеканала НТВ «Волк».
Мало этого. Съёмкам сериала предшествовало не менее важное для него, точнее, для его сценарной основы, событие, поскольку
«Остросюжетный детектив «Волк» — это экранизация романа современного писателя Александра Терехова «Каменный мост». Роман был выпущен в 2009 году и сразу удостоился литературной премии «Большая книга». Также произведение стало номинантом «Национального бестселлера» и «Русского Букера» и вошло в топ-100 лучших романов XXI века, по версии журнала «Афиша».
Как говорят молодые, сплошной крутяк.
И как тут было не досмотреть до конца подобный «шедевр». Тем более что ничего другого, особо интересного на ТВ не было.
Сначала о впечатлении от самогО сериала.
Не понравился. Не глянулся всем, не только сюжетом. О котором позже.
Даже тем, как снят фильм. Не привык я к «рваному», клиповому показу событий, к перепрыгиванию с сюжетных событий с разницей, минимум, в полвека, втиснутых в один экранный кадр. Не знаю, как другим, но кроме раздражения у меня, как у зрителя, не вызывают сцены, в которых движение по коридору герои начинают в 40-х, а заканчивают уже другие в 2000-х. Сплошное мельтешение. Напомнило бабушкино деревенское одеяло, сшитое из лоскутов.
Та же история с второстепенными героями фильма: некоторые из них, появившись ненадолго - только начинаешь привыкать к ним, интересоваться их экранной судьбой и характерами – тут же навсегда исчезают из сюжета. А на кой тогда появлялись? Для количества сериального метража? С ними либо без них – не жарко, не холодно…
Почему на это обращаю столь пристальное внимание? Так, из того, что накрутили в 14-ти сериях, в памяти остались крохи. Многие промелькнувшие на экране события и герои не зацепили.
Да ладно, если б только это.
Не знаю, что было в литературной первооснове, легшей в сценарий – читать роман никакого желания сериал не вызвал – но в самом многочасовом фильме переврана история нашей, моей страны. Начиная с истории реальных людей, явившихся, судя по их слегка изменённым фамилиям, прототипами экранных героев. Причём, выставленных авторами сериала в самом неприглядном, а иногда, мерзком свете.
А заодно и история нашей страны, история прежнего государства выглядит порой неприглядно. В ней и так, без киношных придумок, было немало реального зла, преступлений, так нам, зрителям, ещё и через надуманные мерзости в судьбах реальных людей подсовывают высосанное из пальца.
Вот об этом, считаю, надо поподробнее.
Итак, начну с экранных героев.
Чтобы соблюсти субординацию, сначала о «вождях».
Когда впервые на экране появились Сталин и его ближайшие соратники, заседающие в кремлёвском кабинете, я вспомнил образы (правильнее, образины) героев британо-французского фильма «Смерть Сталина». Но та «разлюли-малина» изначально замышлялась и снималась, как «политико-сатирический фильм». Здесь же, как нам объявили – «исторический детектив».
Ту пакость снимали англо-французы, исконные наши недруги и враги, здесь в авторах – собственные «творцы» экрана.
Ведь экранным Молотову, Микояну, Берии, Калинину, да и самому Сталину впору на грудь таблички с именами вешать, чтобы зрители догадались, о ком киношники речь ведут. Ныне не принято снимать актёров, внутренне и внешне схожих с образами исполняемых ролей. Прошли времена экранного Жукова в исполнении М. Ульянова.
СтОит отметить, что у нынешних авторов их Сталин хотя бы не похож на духанщика, каким он выглядел у авторов сериала «Жуков». Здесь «вождь всех народов» больше смахивает на урку мелкого пошиба из подворотни. Да и глаза пучит, будто не у Крупской, а у него была Базедова болезнь.
Поведение «вождей» соответствует их облику. Берия, например, судя по его киношному тексту, во всех видит шпионов и предателей.
Так и хочется спросить у авторов сериала: вы предлагаете зрителям поверить в то, что вот эти люди стояли во главе страны, победившей фашизм? Это они-то создали поистине великое, могучее государство?
Следует напомнить телезрителям, что события сериала происходят, в основном, в годы Великой Отечественной войны.
Об этом следует напомнить и авторам фильма, поскольку, похоже, они напрочь забыли об этом. В их фильме о войне напоминают лишь бумажные кресты, наклеенные на окна москвичей.
В остальном войной в сериале и не пахнет. Ни в событиях, ни в поступках и характерах героев.
Куда там! Если в реальной стране в ту пору была карточная система, пайкИ, то у киношников только взятые на службу в НКВД бывшие фронтовики заказывают в ведомственной столовой всё, что пожелают. Лишь бы их фантазии хватило и заворота кишок от обжорства не было.
Единственный военный эпизод сериала связан с одним из его главных героев, со злодеем Безруком, который, благодаря своему «героизму», проявленному в бою и позже, попадает на службу в НКВД.
Тот «героизм» заключается в следующем.
Красноармеец Безрук во время атаки, оставшись в живых, добегает до расположения немцев. А располагаются они не в траншее, не в окопе, не в блиндаже, а в какой-то неглубокой яме размером с волейбольную площадку. Там немцы приготовились к обеду, некоторые уже начали есть.
Наш доблестный боец, отлежавшись после немецкого огня, учуяв запах пищи, врывается к фрицам и начинает их резать то ли кинжалом, то ли штыком. Когда он добивает последнего, то тут же, рядом с трупами садится спокойно обедать.
Но на свою беду прибегает какой-то командир – ведь бой идёт, прибежавшие с ним солдаты дальше в атаку пошли – и приказывает нашему герою идти в атаку, даже вываливает из его миски еду, заодно угрожает солдату револьвером.
Безрук, трапезу которого прервали, хватает пистолет убитого им немецкого офицера и стреляет в зануду-командира. После чего всё так же спокойно продолжает есть.
У него, похоже, хроническое голодание – мальчишкой пережил голод (или «голодомор», как любят говорить в незалэжной) начала 30-х (об этом позже в разговоре упоминают его новые сослуживцы из НКВД).
«Подвиги» будущего злодея не остались незамеченными. Его арестовывают. Он во время допроса калечит следователя. Его итог: 6 зарезанных немцев, один убитый командир Красной Армии, один покалеченный следователь НКВД.
От смерти спасает лично Берия. Чем Безрук ему глянулся? А чёрт его знает…
Кстати, проверку Безруку устраивают два сотрудника НКВД: Васильевский и Эйтингер.
Их историческими, реальными прототипами, судя по их слегка изменённым фамилиям, были: Лев Василевский и Наум Эйтингон.
Это в фильме Васильевский собственноручно копает могилу для Безрука, куда по приказу Эйтингера того сбрасывают, чтобы в ходе проверки закопать отморозка.
Это в сериале два высокопоставленных офицера НКВД – явно не «шестёрки», раз вместе с Берия сопровождают Сталина в больницу к раненому Володе Шахурину - занимаются исключительно душегубством. Сначала летят в командировку в США, чтобы в кинозале зарезать какого-то советского врача, слишком много болтавшего, затем отправляются в Мексику пристрелить ещё одного неугодного Кремлю советского гражданина.
В реальной жизни Василевский и Эйтингон занимались более серьёзными и важными делами. Хотя, надо признать, в разработке и подготовке операции в Мексике, в ходе которой агент Рамон Меркадер убил Троцкого, участвовали оба.
Но кроме этого, реальный Василевский повоевал в Испании. Причём не рядовым интербригадовцем.
Затем
«сотрудник посольства СССР в Париже, резидент ИНО НКВД.
В 1941—1942 годах — заместитель резидента НКВД в Анкаре (Турция).
В 1943—1945 годах — резидент НКГБ в Мехико (Мексика).
С июня по июль 1945 возглавляет направление нелегальной разведки и радиосвязи.
В 1945—1947 годах — начальник научно-технической разведки НКГБ СССР, заместитель начальника разведывательного бюро по атомной проблематике.
С 1948 года — пенсионер МГБ СССР.
В 1954 году в связи с делом Берии был исключён из партии и лишён воинского звания «за политические ошибки в заграничной работе». В 1959 году реабилитирован, восстановлен в КПСС и звании полковника.
С 1954 года занимался литературной деятельностью. Автор документальных повестей «После Зорге», «В оккупированном Париже», «На земле Монтесумы», «Дни и ночи Мадрида», «Испанская хроника Григория Грандэ», «Чекистские были», более 50 книг и статей по истории гражданской войны в Испании.
В соавторстве перевёл на русский язык книгу «Одиссея капитана Блада».
Умер в Москве в 1979 году».
Не знаю, как других, а меня такая биография впечатлила.
А в сериале Васильевский – мясник мясником, туповатый палач с садистскими наклонностями без принципов и идеалов. Погибает в Латинской Америке от пуль Безрука, вознамерившись украсть государственные миллионы долларов. Те миллионы по воле авторов ворует сам Безрук.
Та же участь постигла и киношного Эйтингона.
Того самого, который в реальности был
«Советским разведчиком, генерал-майором государственной безопасности.
Организатором партизанского движения в тылу врага во время Великой Отечественной войны, с 1945 года был заместителем начальника отдела «С» НКВД СССР, отвечавшим за сбор и обобщение разведданных по созданию советского ядерного оружия».
Как и Василевский, и Павел Судоплатов, и многие другие соратники Берии, был репрессирован во времена правления Хрущёва.
«Наум Эйтингон умер в 1981 году, так и не дождавшись своей реабилитации, которая последовала только в ноябре 1991 года.
Награды Наума Эйтингона:
два Ордена Ленина
два Ордена Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
два Ордена Красной Звезды».
Короче говоря, подлинный прототип киношного «палача Берии» был легендой советской разведки, немало сделавший для страны хотя бы только в деле создания «ядерного щита».
За какого-то придуманного Безрука подобные награды не дают.
О роли Лаврентия Павловича Берии в судьбе советского государства распространяться не стану, достаточно хотя бы заглянуть в рунет. Замечу лишь, что Героя Социалистического Труда и Маршала Советского Союза при Сталине, а тем более, в годы войны просто так, за здорово живёшь не давали.
Что касается сюжетной линии о том, что 15-тилетние Володя Шахурин и Нина Уманская собирались убить Сталина, став однажды случайными свидетелями расстрела НКВДшниками на опушке леса неведомых людей, то это всё то же, высосанное из пальца.
На самом деле причины случившегося на Каменном мосту так и остались загадкой.
Хотя надо согласиться с авторами, в изобилии насытившими свой сериал явно психически нездоровыми или просто «странными» героями, что в действиях реальных юных прототипов героев были странности. Одна история «Четвёртой империи» чего стОит. Заигрались «кремлёвские» детки…
А теперь по эпизодам сериала, которые зацепили меня своими несоответствиями правде.
Что касается истории попадания Безрука на службу в НКВД, то тут всё ясно – авторы для сюжета и не такого могли навыдумывать.
По их логике Дмитрию Овчаренко, который на четвёртой неделе войны зарубил топором 21 фашиста, всенепременно надо было служить в органах. А он, с осени 41-го будучи Героем Советского Союза, погиб в Венгрии в 45-м.
О Герое войны я вспомнил, когда увидел кадры убийства Безруком со своими подельниками двух очередных «врагов» на морском пляже. Один из гэбистов, бывший подрывником на фронте, с остервенением кромсал жертву сапёрной лопаткой, словно мясник на рынке. В это время Безрук свою жертву-женщину топил в море.
А что это за моду взяли киношные оперативники Берии заодно исполнять функции палачей, по совместительству что ли?
Ведь они шпионов и предателей ловят, а заодно расстреливают судом приговорённых к смерти. Или подобная мешанина нужна для сюжета? Иначе его не свяжешь?
По фильму на лестницу Каменного моста Нина и Володя свернули из-за того, что увидели на своём пути оперативников, ловивших потенциальных убийц Сталина. Тех самых оперативников, которых до этого видели в лесу в роли палачей.
А как мне воспринимать красочную, во всё плечо татуировку главного героя, подполковника-разведчика Александра Волка?
Мой друг, полковник милиции, как-то рассказывал, что его после армии не приняли в КГБ из-за скромной по нынешним временам юношеской татуировки.
Или сейчас правила изменились, в ФСБ и ГРУ и татуированных берут?
Вот я и думаю: может, и литературную - роману, и киношную - сериалу премии дали за то, что авторы постарались столь усердно разукрасить «ужасами сталинизма» прошлую жизнь нашей страны?
P.S. Статья получилась объёмной, но и 14 серий – это не фунт изюму.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.