Найти тему

Какой длины должно быть предложение в тексте

Оглавление

С Новым годом, мои дорогие читатели! Желаю вам и вашим близким всего самого доброго и светлого. И, конечно, неиссякаемого вдохновения, приносящего только удовольствие и радость.

Какой длины должно быть предложение в тексте? Этот вопрос мне задали в комментариях. И не такой уж он странный, а в ряде случаев даже актуальный. Некоторые дотошные авторы, увлекающиеся наведением красоты в своём авторском тексте, с возмущением реагируют на замечания редактора и его просьбы разделить слишком длинные предложения, причём ссылаются эти авторы чаще всего на классиков русской литературы, на того же Льва Николаевича Толстого, в романах которого предложения чуть ли не на полстраницы растянуты, и всё равно его читали, читают и будут читать и говорят о нём, как о великом писателе. Уф! Всё. Пожалуй, хватит для того, чтобы вы почувствовали прелесть длинного предложения.

А сейчас разберёмся, какое же количество слов в предложении можно считать оптимальным и почему.

Количество слов для комфортного восприятия предложения

Разбираясь в этом вопросе, давайте исходить не из собственных амбиций и не из попыток угнаться за Львом Толстым или Александром Дюма, который тоже славился длинными предложениями, а из удобства читателей.

Да, в XIX веке, когда книги читали люди, как правило, не обременённые домашними делами (этим занимались слуги), времени на чтение было больше. Да и по сути, это был почти единственный способ проведения свободного времени в дворянской и мещанской среде. Ну, кроме карточных игр и балов. Поэтому читатели могли по три раза перечитывать предложение, чтобы понять его и даже умиляться таланту автора, который так всё мудрёно закрутил.

Сегодня первую в новом 2022 году иллюстрируют дедушки Морозы из разных стран. И конечно, с книжками.
Сегодня первую в новом 2022 году иллюстрируют дедушки Морозы из разных стран. И конечно, с книжками.

Однако и тогда уже образованные люди понимали, что слишком длинные предложения – это зло. Об этом часто писал А. П. Чехов, сказавший ту самую известную сейчас всем фразу: «Краткость — сестра таланта». Даже сам Лев Толстой говорил своему биографу Н. Н. Гусеву: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные не нравятся, слишком в них всё изжёвано».

Однако и слишком короткие предложения могут сделать произведение скучным и монотонным. Лучше всего передаёт эмоции и интонацию живой речи текст, в котором короткие предложения сочетаются с более длинными. Однако в этой статье я сделаю акцент на максимально удобной длине предложения.

Как считают лингвисты и филологи, оптимальная длина предложения в художественном тексте 7-5 слов, а максимальная — 30. Кстати, у Дж. Роулинг средняя длина предложения 12 слов.

Но возникает другой вопрос: почему так? Что это за произвол лингвистов, устанавливающих какие-то непонятные нормативы? И некоторые авторы всерьёз протестуют против ограничения их свободы выражать мысли длинно и запутанно. Писать простые, примитивные тексты — это не для них.

Это Санта Клаус. Думаю, узнали. Сейчас он не менее узнаваем, чем родной Дед Мороз.
Это Санта Клаус. Думаю, узнали. Сейчас он не менее узнаваем, чем родной Дед Мороз.

Восприятие текста с точки зрения психологии

Что главное в восприятии текста? Понимание. Если мы читаем и не понимаем, то никакого смысла в этом занятии нет. Текст состоит из слов, и чтобы понять мысль писателя, зафиксированную в предложении, мы должны какое-то время удерживать эти слова в памяти.

Так вот, у человека три вида памяти. Долговременная — она отвечает за длительное хранение информации и требует определённых мнемических действий, например, повторения. Нас в данный момент она не интересует.

Оперативная память отвечает за совершение действий в рамках каких-то операций. Например, во время чтения оперативная память обслуживает этот процесс, поставляет нам знания о правилах грамматики, пунктуации и синтаксиса, значение слов и словосочетаний. Но она лишь отчасти влияет на понимание смысла предложений.

Ведущую роль в этом играет кратковременная память, то есть вре́менное хранилище информации. Именно этот вид памяти позволяет удерживать в голове значения нескольких прочитанных слов, чтобы понять, о чём говорится в предложении. Длительное их сохранение не нужно, большие куски текста человек при необходимости либо запоминает по смыслу, либо заучивает, то есть пользуется механизмами долговременной памяти.

А это Баббо Нателе - итальянский дед Мороз. Он у нас здесь в роли писателя.
А это Баббо Нателе - итальянский дед Мороз. Он у нас здесь в роли писателя.

Кратковременная память, необходимая для понимания смысла, имеет ограниченный объём. Кстати, он почти не зависит от интеллектуальных способностей человека. Можно сказать, что объём кратковременной памяти у всех почти одинаковый. Определён этот объём был ещё в 50-х годах XX века и составляет он 7 элементов (объектов, слов) ± 2. То есть от 5 до 7 слов человек может удержать в кратковременной памяти на время, достаточное для понимания смысла написанного. По крайней мере, для взрослого, умеющего читать человека.

Конечно, слова не совсем разрозненные элементы, если предложение составлено так, что они связаны общим смыслом, то сохраниться в памяти может больше взаимосвязанных элементов. Но не намного больше. Поэтому лингвисты и определили, что оптимальная длина предложения 7—10 слов. А 30 слов — это максимально допустимое количество для комфортного восприятия и понимания смысла. И чем длиннее предложение, тем больше слов в его начале забывается. Поэтому нам приходится перечитывать снова, или возвращаться к началу с середины предложения, когда мы чувствуем, что не понимаем текст. Особенно часто такие проблемы возникают, когда встречаются малознакомые слова. Ни о каком быстром чтении тут говорить не приходится, да и удовольствие от чтения сомнительное.

А вот финский рождественский дед Йоулупукки обещает самым трудолюбивым авторам писательский успех в новом году.
А вот финский рождественский дед Йоулупукки обещает самым трудолюбивым авторам писательский успех в новом году.

Вот так, уважаемые мои читатели, не увлекайтесь длинными предложениями, если хотите, чтобы люди вас понимали.

А еще можно почитать близкую по содержанию статью "Эмоции и ритм текста".

#авторам #творчество #русский язык #психология #полезные советы