Среди культурных мероприятий пандемия на неопределённое время отодвинула фестиваль снега и оленей на горе Зээлен сомона Ренчинлхумбэ в Монголии.
Дархадская долина, где зародился этнофестиваль, пользуется большим спросом у туристов преимущественно в летнее время. В здешних реках водится одна из самых больших пресноводных рыб семейства лососевых – таймень. Трофейные экземпляры речного монстра нередко превышают 25-30 килограммов, поэтому сам процесс рыбаки называют не иначе, как охотой.
Цаатаны и сойоты- соседи или родственники?
Впрочем, повышенный интерес к монгольской провинции не ограничивается только рыбалкой, он связан еще и с проживающей здесь малочисленной народностью – цаатанами. Ближайшими родственниками монгольских оленеводов считают себя сойоты, кочующие с другой стороны Восточных Саян в Окинском районе Бурятии.
Огромную роль в популяризации этого маленького народа сыграла монгольская кинодрама «Содура», вышедшая на российские экраны в 2018 году. Незамысловатый сюжет ленты о нелегкой судьбе девушке - сироты из племени цаатанов компенсируют шикарные костюмы, фактурные актеры и великолепные пейзажи Монголии. Кинодраму положительно оценили критики Каннского кинофестиваля.
После выхода ленты на мировые экраны к цаатанам рванули туристы со всего мира. От такого наплыва гостей монголы сначала растерялись, а потом решили по- максимуму использовать благоприятный момент. Так, собственно, и родился этнофестиваль.
Добраться до стойбищ цаатанов совсем непросто. Летом на длинном пути лежат бесконечные болота, зимой на дороге образуются большие снежные заносы, собственно, дороги как таковой нет. Во всём приходится полагаться на монгольских водителей, которые ведут уазики по заснеженному пространству, выбирая понятные только им ориентиры.
Во время пребывания в стойбище помощь местных – гидов просто неоценима. Цаатаны общаются исключительно на монгольском языке. Кроме этого, чрезмерный интерес к своему скромному быту оленеводы с некоторых пор решили конвертировать в тугры, рубли, доллары.
Внимание монгольского правительства к судьбе исчезающего народа также подкреплено финансами: оленеводам ежемесячно выплачивается пособие за ведение традиционного образа жизни, поэтому цаатанами не прочь стать многие жители Дархадской долины.
Судя по телевизионным тарелкам, мотоциклам и сотовым телефонам, цаатаны не помышляют об отказе от благ цивилизации.
Долгожданное событие на священной горе - «Праздник снега и оленей» -началось с камлания шамана. Болд из сомона Улан-Уула, один из сильных шаманов среди дархадских племен, в конце его ритуала с абсолютно ясного неба посыпались снежинки, хозяева и гости отнеслись к знаку с особым почтением.
Скачки на оленях стали центральным пунктом обширной программы, хотя интересных, ярких состязаний было предостаточно: женская борьба на снегу, стрельба из рогаток, перетягивание каната и так далее.
Общее впечатление от праздника не испортил даже языковой барьер. Перед тем как принять немудреные дары – сушеный творог, сыр, сухарики – лишний раз переспрашивали жестами, как с ними поступить – попробовать на вкус, или бросить, «покормив» огонь. Что касается кулинарных изысков, например, чая с маслом или даже пельменями, то и здесь все просто: даже если не слышали – стоит попробовать.
Торговый интерес купца Шубина
Представители старшего поколения понимают русский язык, и с большим уважением относятся к россиянам, с теплотой вспоминая времена сотрудничества Монголии и Советского Союза. Многие помнят, хотя уже по рассказам своих отцов, купца Андрея Шубина, научившего скотоводов торговать. В селении Ренчинлхумбэ до сих пор цел один из домов русского купца.
В династии Шубиных, которая считалась одной из самых родовитых в Тункинской долине, выделялось семейство Андрея Ивановича Шубина, много лет успешно торговавшего с монголами - дархадами. Товарно-денежные отношения купца Шубина не ограничивались территорией северной Монголии, он гонял скот в Тунку, были интересы в Иркутске и на другой стороне Байкала. Одна из усадеб купца – скотопромышленника стояла в старинных Шимках Тункинского района.
Не приняв Советскую власть, Шубин с верными казаками, создав Иркутский казачий полк, встал под знамена барона Унгерна и ушел в Монголию, за что получил звание есаула. Многочисленные попытки большевиков достать Шубина ни к чему не привели, дархады отказались выдавать человека, к которому они относились с большим уважением.
Прекрасное владение монгольским языком, знание местных традиций и большой опыт перехода по горным перевалам (границы как таковой тогда не существовало – Авт.) делали Шубина неуловимым. Слабым звеном оказались жена Наталья, дети, в том числе годовалая дочь, другие родственники. В мае 1921 года большевики взяли их в заложники, выдвинув Шубину ультиматум: если не сдастся – расстреляют всех. Сложив оружие, Андрей Шубин сдался властям и вскоре был расстрелян, его потомки неоднократно подвергались репрессиям.
В доме Шубина монголы планируют оборудовать гостиницу и музейную комнату. Пока не очень понятно, какими экспонатами будет наполнена экспозиция. Яркими свидетелями того времени являются поддужные колокольчики. В своё время они выполняли несколько функций, в том числе – сигнальную и эстетическую.
А ещё колокольчики приближали владельца к особому статусу торговцев, что среди скотоводов считалось престижным занятием. На некоторых бубенцах до сих пор отчётливо виден двуглавый орёл Российской империи.