Я уже несколько раз тут повторил, что в прошлом году, включившись в фестиваль «Зеленая карета» и организовав свой Фестивальный центр «Пермь» на базе университета, мы убедили организаторов этого фестиваля, что без студенчества, точнее без активного участия в наших культурных процессах студентов, молодой авторской песне идти некуда. Может и не все знают в деталях, на каких условиях работают многочисленные детские коллективы, но если без деталей, все понимают, что с окончанием школы у юным бардам песенная жизнь заканчивается. Родные коллективы вынуждены закрывать свои до того гостеприимно распахнутые двери перед своими воспитанниками. Там жесткое ограничение по возрасту. Ну а с того момента, как авторская песня как отдельное направление была удалена из программы Студенческих весен, в ВУЗах ищи-свищи бардовские клубы. Их там просто нет. Редкие исключения – это даже не клубы, это забавные ситуации, когда бывшие воспитанники детских бардовских песен на свой страх и риск поют в своих веснах и авторскую песню тоже. Ну а в номинации АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ (а она формально есть) ЗВУЧИТ ВСЕ, ЧТО НЕ СМОГЛИ ДОСТАТОЧНО ТОЧНО ЖАНРОВО ОПРЕДЕЛИТЬ. По сути, любая песня может попасть в эту номинацию, включая и рэп и какие-то проявления камерного рока. Что угодно.
Наши надежды, и наша миссия в этом фестивале, да и не только в нем – вернуть бардовскую песню в ВУЗы, конечно же. С огромной любовью и уважением относясь к детским клубам, мы все же понимаем, что без высших учебных заведений, точнее, без развития в них нашего направления, преемственность в авторской песне будет чистой фантазией, не имеющей никакого отношения к реальности.
Именно поэтому мы уже довольно давно правдами-не правдами стараемся, чтобы бардовская песня в ПГНИУ звучала активно. Для этого, например, уже около 10 лет существует межвузовский фестиваль НОВОГО СЛОВА «РАВНОДЕНСТВИЕ».
Забавно, что участники Зеленой кареты, бывает, участвуют и в РАВНО. Они же – абитуриенты, ВУЗ с удовольствием принимает заявки и от школьников. Скажем, героиня текста Только глянешь из окна… «Зеленая карета» за нашими Windows Лада Овчинникова в нынешнем ноябре приезжала на наш фестиваль. Их там вообще была целая группа из Новоуральского клуба ПРИЗНАНИЕ. И Лада стала и лауреатом РАВНО. Не знаю, как там сложатся результаты нынешней Кареты, но шансы у Лады велики и здесь тоже.
Но сегодняшний наш разговор не о школьниках и участниках детских клубов, а о студентах – участниках фестиваля Зеленая карета. Я в этом тексте не стал говорить об авторах. Это у нас будет в отдельном тексте обязательно. Сегодня же речь исключительно об исполнителях.
Понимаете, исполнители в ВУЗах – это какая-то отдельная история. Я ведь уже сказал, специального такого направления в программе студвесен нет, есть только номинация, причем весьма отдаленно имеющая отношение к настоящей бардовской песне. Поэтому ребята, поступая к нам, даже если они пришли из детских бардовских коллективов, начинают сразу же петь все, что угодно и на самых разных языках к тому же. Убежденные барды могут поморщиться и даже заклеймить этих ребят как отступников, но вот я, работая в ПГНГИУ в качестве консультанта и члена жюри уже много лет, отношусь к этому явлению даже просто более спокойно, я вижу, что такая широта вокальных интересов частенько идет на пользу нашим потенциальным молодым бардам. Ну, еще никому не помешало поставить дыхание, поработать с интонированием, научиться петь в ансамбле и т.д. Если после этой эстрадной школы, а она в ПГНИУ весьма и весьма качественная, ребята вдруг в какой-то момент возвращаются к чистой бардовской песне, это звучит намного убедительнее, чем до того. Да что тут объяснять! Послушайте сами выступление бывшей воспитанницы детского песенного клуба «Эльдорадо» из Перми Сабины Чудиновой. Сабина, за время учебы и участия в веснах успела и рэп почитать, и академическим и фолковым вокалом побаловаться, и актрисой не раз на сцену вышла, больше того, она еще и танцевать научилась весьма уверенно. Но все это любовь к бардовским корням у нее не отбило совсем. А вот само качество исполнения выросло заметно.
А есть ведь и обратный процесс. И он тоже важен. Те ребята, которые даже и не сталкивались с авторской песней до поступления теперь – постоянные зрители концертов фестиваля РАВНОДЕНСТВИЕ. И, как следствие, авторская песня уже не кажется им чем-то убогим, как казалось раньше. Конечно, чаще эти ребята все же выступают как эстрадные и ансамблевые вокалисты, но вода камень точит, как говорится. И вот уже рок-н-ролльщики берут в руки акустические гитары, и поют бардовскую песню. Конечно, до того, чтобы понять тончайший и изысканнейший вкус классической авторской песни им нужно сделать еще несколько шагов в нашей культуре. Но современная авторская песня уже в их исполнении звучит, и звучит неплохо.
А еще интересно вот что, когда говоришь о ВУЗовских исполнителях: они же поют в разных ансамблях, и разумеется, и в бардовский исполнительский репертуар они стараются выбрать тех авторов, которые весьма музыкальны. В этом году вокалисты ПГНИУ почему-то «заболели» Павлом Пиковским. У меня сложное отношение к этому автору, и далеко не все из его творчества я готов считать нашей песней. Но!.. Но ведь есть и очень точно попадающие в нашу песенную культуру вещи. И радует, что частенько эстрадные вокалисты, делающие первые шаги в авторской песне выбирают именно такие его песни.
Это – войс-бэнд МайНа. Очень классный универовский коллектив, который уже второй год является не просто популярным среди студентов ансамблем, но и довольно хорошей школой ансамблевого пения. Интересно, что у руководителя этой команды Ани Демченко нет специального музыкального образования. Зато есть какой-то невероятный нюх на аранжировки. Она же сама делает все вокальные раскладки. И это порой настолько мощно звучит, что буквалььно сносит голову. Одна из песен, поданных МайНой в качестве заявки была центральным элементом прошлогодней краевой весны. Я мог бы, конечно, показать вам как это звучало в цирке, где пришлось показывать свою весну ПГНИУ. Но, честно скажу, при всей мощности и яркости того исполнения, его вообще невозможно рассматривать как заявку на участие в Зеленой карете. Слишком мощно, и слишком эстрадно. Но песня ребятам очень нравится, поэтому для Кареты они записали камерный вариант.
Я бы и этот вариант не рассматривал как авторскую песню, если бы не одно НО. Ребята увлеклись нашей песней, они уже и без всяких конкурсов готовы возиться с аранжировками бардовского творчества. И если им удастся найти именно те песни, в которых они смогут и из культуры нашей не выскочить, и всю свою мощь показать – это может стать настоящим явлением. А мощь там какая-то не человеческая. Но это вы сами слушайте.
P.S.
Я, кстати, у Антона Вареных хотел еще одну песню включить в этот текст. Он подал заявку на две песни, и вторая – это «Мама» Павла Пиковского. Интересно, что эту же песню спел и один ребенок из нашего лагеря. И мне показалось важным и полезным свести в одном тесте два исполнения. Тут дело в том, что Антон – участник МайНы, и авторской песней раньше не увлекался, а Ясик вырос в нашем лагере, и для него бардовская песня родная. Они оба здорово играют, и убедительно поют. Антон-то даже, пожалуй, и покруче. Но вот все тонкости исполнения интереснее у Ярослава. И людям, серьезно пытающимся разобраться в приоритетах исполнительства такое сравнение, сопровожденное анализом, может оказаться весьма интересным. Ждите. Текст о двух «Мамах» Пиковского выйдет в самое ближайшее время.