Найти тему

Об уровне счастья на душу населения. Лукавая статистика о России или горькая правда?

На днях разговорился с одним историком. Он заявил, что мы даже не знаем, как плохо живем. И это большое счастье - не знать.

В государстве с самыми богатыми полезными ископаемыми в мире люди в основном не чувствуют себя счастливыми. Если верить статистике, мы находимся на "почетном" 77-м месте из 100 стран. В лидерах списка - Финляндия, Дания, Швейцария, Нидерланды. В отстающих - Россия, Таджикистан, Вьетнам, Ливия.

Решился я с ним поспорить. Как так? Статистика штука лукавая. Разве мы прожженные материалисты, которые вслед за писателем Моэмом восклицаем, будто гимн поем: "Деньги - некое шестое чувство, без которого пять остальных можно считать неполноценными?" Ну, нет же. Мы же страна духовная, а дух "дышит там, где хочет". Дух нельзя взвесить с помощью весов. Нет такого прибора - счастьемометра, чтобы приложить его к пальцу и определить степень счастливости человека. Мы страна Пушкина, Достоевского, Толстого. Мы...мы....

Срезал меня историк одной фразой. Индекс счастья выводится из ряда простых вопросов:

  • давно ли вы искренне радовались?
  • когда в последний раз улыбались? Смеялись от души?
  • верите ли в то, что наступит светлое завтра?
  • есть ли у вас тревога за свое будущее? За будущее детей?

И т.д.

И тут, как ни крути, нужно признать, что мы в целом несчастливый народ. Все равно не хотел отдавать историку пальму первенства в споре. Говорю, что если не духовность определяет уровень счастливости народа, тогда степень вовлеченности в идеологию. В СССР верили в красивые сказки и жили счастливо. Верили в построение рая на земле. Жили скромно, но радостно. Значит, все зависит от национальной идеи. Нет идеи - страна несчастная. Человек задыхается без цели, процитировал я Федора Михайловича. А цель у духовного человека должна быть одна. Построение рая в душе, будет там рай и тысячи вокруг спасутся. Значит, что-то не так с духовностью?

На что историк заметил: "В России духовного уже не осталось. Одна форма. Как в Синодальный Период, когда все ходили в церковь, раз в год исповедовались и причащались, приносили справку на работу и все - на этом духовность заканчивалась".

- Как же так? - воскликнул я. - Россия была православная держава. Империя.

На что историк привел сногсшибательный пример о всеобщей духовности. Когда убили Григория Распутина и тело его нашли в Неве, простые "духовные" люди бросились домой за банками и бидошками, чтобы запастись "святой водой" из реки, в котором плавало тело "старца". Русь была Крещена, но не Просвещена, - заключил историк.

И тут я только руками развел. А как же духовность наша? Как же Толстой, Достоевский, Чайковский? Как же Серафим Саровский? Иоанн Кронштадский? Как же Покров Пресвятой Богородицы над нашей державой.

Историк был явно озадачен моей дремучестью.

Вспомнилось, у моего отца вместе с морскими татуировками, было вытравлено на локтевом сгибе простреленное сердце со словами: "Нет в жизни счастья". Может быть, и правда - нет?

А может быть, все наши проблемы - проявление милости Божьей? Чтобы Бога не забывали? В комфортных счастливых условиях и Бога забыть легко. Стало быть, Покров? Нет. Что-то никак не могу увязать одно с другим. Не получается. Какой-то мазохизм выходит. Чем хуже, тем лучше? И опять английское в голову лезет: "Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно сначала испытать плохо".

Стоп! А для чего же статистика? Финляндия, Дания, Швейцария, Нидерланды.....И Россия в конце списка? Почему?