(продолжение, начало здесь)
В свое время Пророк (С) заключил мир, которые поразил и даже расстроил сподвижников. Однако спустя два года они и сами признали, насколько этот поступок Посланника Аллаха (С) был верным. В 6-й год хиджры состоялась битва при Бадре. И та кровопролитная война прошла так, что вызвала самую большую ненависть курайшитов к Посланнику Аллаха (С). Затем случилась битва при Ухуде и курайшиты отомстили Посланнику Аллаха (С) в определенной степени. И мусульмане горели сильным желанием отмщения... В любом случае, самым большим врагом для курайшитов был Посланник Аллаха (С), а для мусульман был самым большим врагом были курайшиты.
Наступил один из запретных месяцев Зулька'де. Даже согласно традициям времени невежества в запретных месяцах оставляли оружие, не воевали. За исключением запретных месяцев, если кровники захватывали своих врагов, то убивали их, однако из уважения к запретным месяцам в это время они этого не совершали. Посланник Аллаха (С) воспользовавшись языческими традициями, принятыми в запретные месяцы, захотел войти в Мекку, совершать в Мекке умру и вернуться. У него не было иной цели, кроме этой.
Он объявил о этой цели. Он двинулся в путь вместе с сподвижниками и другими людями численностью 700 человек (согласно другому мнению их было 1400 человек). Однако, когда они выступили из Медины, то оделись в одеяние паломника (ихрам) и хотели совершить обязательный хадж (кыран хадж), для этого они с собой взяли жертвенные животные. Поскольку во время обязательного хаджа необходимо было вести с собой жертвенные животные, то, как было принято в прошлом, нужно для всех обозначить, что это животное для жертвоприношения, и, к примеру, на него вешали обувь. Посланник Аллаха (С) приказал впереди группы из 700 человек гнать 70 верблюдов, которые были отмечены как жертвенные животные, для того, чтобы наблюдатели издалека видели, что они идут не на войну, а в паломничество. Они вели себя как паломники в своем движении и поступках.
Поскольку это делалось в открытую, а не скрытно, то весть о них дошла до курайшитов. Посланник Аллаха (С) ближе к Мекке узнал, что мужчины и женщины, взрослые и дети из курайшитов вышли из города и заявили: «Клянемся, мы не разрешим Мухаммаду войти в Мекку». Несмотря на то, что наступил запретный месяц, они заявили, что мы будем воевать в запретный месяц. Это поведение курайшитов противоречило даже языческим традициям. Посланник Аллаха (С) продвинулся до лагеря курайшитов и приказал своим приближенным остановиться здесь.
Стороны между собой обменивались послами. Первыми пришли несколько посланцев от курайшитов с вопросами «что вы хотите, зачем пришли?». Посланник Аллаха (с) повелел: «Я - паломник и пришел совершить паломничество. У меня нет ни к кому дела. После совершения хаджа я вернусь». Те же, кто побывал у него и вернулся, говорили: «Будьте спокойны, Мухаммад не хочет воевать». Однако они все равно не соглашались. Мусульмане же (и Посланник Аллаха) заявили, что даже если это закончится войной, мы войдем в Мекку, мы не хотим воевать, однако если они будут воевать с нами, то и мы с ними будем воевать». Там же были произнесена клятва Рыдван. Они вновь присягнули Благородному Посланнику (С) в этом вопросе.
Наконец от курайшитов прибыл посланник, который заявил, что мы готовы с вами заключить соглашение.
Посланник Аллаха (С) также заявил, что и он готов. Полученные сообщения включали и некоторые уступки. Он сказал некоторым из этих посланников следующее:
«Позор курайшитам, их погубила война. Что они от меня хотят? Пусть меня оставят наедине с другими. Если они оставят меня наедине с другими, то я или исчезнут, и в этом случае то, что они хотят будет сделано руками других. Или же я одержу победу над другими, и это будет также в их пользу. Потому что я один из курайшитов. Потому что я из курайшитов. И поэтому это для них предмет гордости».
Однако из этого не вышло никакой пользы. Они сказали, давай заключим мирное соглашение. Они послали одного по имени Сухайл бин Амр, и они заключали мирный договор, согласно которому в этот год Посланник Аллаха (С) должен вернутся, а на следующий год он сможет совершить умру, остаться 3 дня в Мекке и через три дня должен вернуться. Другие вещи, которые нашли отражение в мирном соглашении, на первый взгляд все были не в пользу мусульман. К примеру, одна из его статей выглядела так:
«Если кто-то из многобожников примкнет к мусульманам, то курайшиты имеют право забрать его обратно, однако, если кто-то из мусульман перебежит к курайшитам, то мусульмане не имеют право на такое же отношение».
Были и другие подобные статьи, содержащие тяжелые условия. Однако взамен мусульмане могли свободно передвигаться по Мекке и не подвергаться нападениям. Посланник Аллаха (С) приложил все усилия, чтобы был принят этот пункт соглашения.
Для того, чтобы утвердить эту статью были приняты все жесткие условия. Договор был подписан. Мусульмане были недовольны этим соглашением. Они восклицали: «О, Посланник Аллаха! Это для нас причина позора и унижения. Неужели мы должны вернуться, когда так близко подошли к Мекке? Это правильно? Нет, мы обязательно войдем в Мекку».
Однако Пророк (С) приказал: «Нет, это ни в коем случае не произойдет, наш договор такой и мы подписали этот договор» и затем он приказал принести в жертву приведенные с собой животные.
Затем он приказал: «Обрейте мою голову" и для того, чтобы показать, что он выходит из состояния ихрама он обрил голову. Поначалу мусульмане не хотели это делать, а затем с большим неудовольствием все-таки сделали также. Больше всего недоволен был Омар бин Хаттаб. Поэтому он подошел к Абу Бакру и спросил: «Этот человек пророк же?». Абу Бакр ему ответил: «Да, пророк». Омар сказал: «Разве мы не мусульмане, а они не безбожники?». Абу Бакр ответил: «Да». «В таком случае что здесь происходит?», - сказал Омар.
До этого Посланник Аллаха (с) рассказал, что видел сон, как мусульмане вошли в Мекку и завоевали Мекку. И об этом он рассказал мусульманам. Поэтому мусульмане сказали: «Разве вы не видели во сне, как мусульмане войдут в Мекку?». Господин ответил: «Да».
После этого они спросили: «В таком случае что случилось? Почему ваш сон не нашел подтверждения». Посланник Аллаха (С) ответил следующим образом: «Я не видел во сне, что мы войдем в Мекку в этом году, и я вам не говорил подобных вещей. Я увидел сон, сон, который я видел сбудется, и мы войдем в Мекку».
Затем они спросили: «Что это за соглашение, они смогут забрать того, кто из них примкнет к нам, однако, если кто-то из нас примкнет к ним, мы не сможем его обратно забрать?». На это Господин ответил следующими словами: «Если кто-то один из нас примкнет к ним, то тот человек станет отступником от веры и такой мусульманин нам не нужен. Если какой-то из мусульман, отступивший от веры, примкнет к ним, то мы даже не пустимся в погоню за ним. Если же один из них придет к нам как мусульманин, то мы ему скажем, иди, возвращайся. Вы, мусульмане, пока продолжайте жить в Мекке в униженном положении, Аллах откроет для вас пути выхода».
Пророк (с) принял очень интересные условия. К примеру, у Сахла бин Амра, который прибыл к мусульманам от имени курайшитов для заключения мира, был сын, который стал мусульманином и был в армии Ислама. Когда соглашение было подписано, то другой сын Сахла сбежал от курайшитов и пришел к мусульманам. В это время Сахл заявил: «Договор подписан, и я его заберу обратно».
Посланник Аллаха (С) сказал сыну Сахла по имени Джундал: «Иди. Аллах откроет для вас, обездоленных [Мекки] выход». Бедняга в отчаянии закричал: «О, мусульмане! Не позвольте меня отдать в руки неверных, не дайте им отвратить меня от религии». Мусульмане заволновались и сказали: «О, Посланник Аллаха! Дай только разрешение, и мы только воспрепятствуем, чтобы его забрали. Однако Посланник Аллаха (с) приказал: «Нет, оставьте, пусть заберут этого человека».
После того, как было подписано это соглашение и мусульмане получили право свободно проповедовать религию Ислам, в течение года и даже может в течение еще меньшего периода столько людей из курайшитов стало мусульманами, сколько не было за 20 лет. Через некоторое время ситуация сложилась в пользу мусульман, что статьи соглашения были отменены самими курайшитами и Мекка забеспокоилось, беспокойство выразилось и в поступках.
В связи с этим приводят следующую интересную историю: в Мекке был очень сильный и смелый человек по имени Абу Басир. Абу Басир сбежал в Медину. Курайшиты отправили двоих, чтобы вернуть его согласно условиям соглашения.
Прибывшие люди заявили: «Согласно нашим договоренностям, мы его должны доставить обратно». Посланник Аллаха (с) ответил: «Да, это так». Сколько бы Абу Басир не говорил: «О, Посланник Аллаха! Не позвольте меня забрать. Там они заставят меня отказаться от моей религии», Господин приказал: «Нельзя. У нас есть договор. В нашей религии запрещено нарушать заключенные договора. Иди вместе с ними, как требует договор. Аллах откроет для тебя путь к спасению».
Абу Басир пошел вместе с ними. Они арестовали его. Абу Басир был невооруженным, а сопровождающие вооружены. Они достигли местности под названием Зухалайфа, что в 7 км от Медины и где паломники облачаются в ихрам и район Запретной Мечети. Они расположились в тени, чтобы передохнуть. Абу Басир обратился к одному из сопровождавших, у которого в руках был меч со словами: «Какой у тебя хороший меч, разреши посмотреть». Человек сказал: «Возьми». Он убил того человека мечом.
Второй сопровождавший, ставший свидетелем произошедшему, со всех сил бросил бежать в Медину. Человек добрался до Медины, и Посланник Аллаха, увидев его, спросил: «Неужели еще что-то произошло?». Человек ответил: «Да, ваш товарищ убил моего товарища». Не прошло много времени, как прибыл Абу Басир и сказал: «О, Посланник Аллаха! Вы исполнили договор. Согласно условиям соглашения, в случае прибытия к вам беглеца, бежавшего от них, вы должны его вернуть. И вы вернули. В таком случае не трогайте меня». И затем он перебрался на побережье Красного моря. Он обосновался там.
Мусульмане, которые подвергались притеснениям и пыткам в Мекке, и которых не мог принять у себя Посланник Аллаха (С), когда узнали, что Абу Басир перебрался на побережье Красного Моря и основал там центр, стали перетекать к нему. Постепенно их число приблизилось к 70 и стали силой, с которой нужно было считаться. После того, как курайшиты уже не могли никого забирать, они написали Посланнику Аллаха (С) письмо: «Мы отказались от своего желания, пожалуйста, напишите им, чтобы они не беспокоили нас больше и пусть возвращаются в Медину. Мы отказались от этой статьи соглашения». Таким образом, эта статья перестала действовать.
В любом случае этот мирный договор был направлен на моральную подготовку людей к предстоящей войне, так и получилось. После него мусульмане в Мекке стали свободны, после этой свободы люди толпами стали становится мусульманами и после этого они отменили все запреты.
Теперь обратимся к условиям во время имама Хасана и имама Хусейна (мир им), действительно ли эти двое находились в различных условиях? Если бы имам Хасан был на месте имама Хусейна, то он стал бы биться также, как имам Хусейн или имам Хусейн (мир ему) был на месте имама Хасана так же, как и его брат имам Хасан (мир ему) заключил мир? Да, каждый сделал бы как его брат.
Но здесь следует напомнить следующий момент: «если кто-то спросит, какой является религией Ислам - религией мира или религией войны?», то, что мы должны ответить? Давайте обратимся к Корану.
Если мы обратимся к Корану, то увидим, что там есть приказ и о войне, и о мире.
Было ниспослано много аятов о том, что следует воевать с неверными и многобожниками. К примеру, «Воюйте на пути Аллаха с теми, кто воюет с вами, однако не совершайте несправедливости в нападении»[1] и другие аяты...
В то же время в связи с миром также есть аяты: «Если они склоняться к миру, ты также склонись к нему»[2] То есть если они будут показывать склонность к миру, то и ты покажи. В одном месте Корана говорится: «В мире больше блага»[3].
В таком случае ответ на вопрос, какой является религия Ислам, очевиден.
То есть религия Ислам не считает положение о мире некой константой, согласно которой предписывается при любых условиях отказываться от войны, так не считает необходимым при любых условиях вести войну и распространять везде войну. Война и мир в каждом случае зависит от условий, то есть зависит от результата.
[1] Священный Коран, сура Бакара, 190 аят
[2] Священный Коран, сура Анфаль, 61 аят
[3] Священный Коран, сура Ниса, 128 аят
(продолжение следует)
Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша