В эксперименте Канемана и Тверски люди представляли, что владели акциями компании №1. Имели возможность обменять их на акции компании №2 – но не сделали этого. В результате в конце года заработали на 1200 долларов меньше.
Затем испытуемых попросили представить, что они владели акциями компании №3 и поменяли их на акции компании №4. И в этом случае тоже заработали на 1200 долларов меньше.
Так вот. Девять из десяти человек считают, что больше бы сожалели во втором случае. Когда дернулись менять акции, сглупили и потеряли.
Только исследования показывают, что в реальной жизни все строго наоборот. Мы сожалеем о своем бездействии.
Мы грустим, что отказались перейти на новую работу, не стали получать желаемую специальность, побоялись познакомиться. Что не встали и не высказали свою точку зрения на совещании, наконец.
Причем сожаление от действия уменьшается со временем. От бездействия - только увеличивается.
Причина проста. Вспоминаем вчерашний эксперимент – чтобы облегчить грусть, мозг начинает искать оправдания. А их намного легче найти, когда мы действуем. Может все пойдет и не так здорово, как планировалось, но объяснения найдутся. Но если мы вообще ничего не делали – прибегнуть к данной тактике невозможно.
Неудачный брак можно спасти, найти сотню причин, почему так получилось. Но если ты бездействовал и твой избранник вышел замуж за другого – уже поздно. Оправдать бездействие крайне сложно. Ведь ничего не произошло. А так как не случившееся не случилось – вдобавок начинаем воображать, что оно было несравненно прекрасным.
Но мы ошибаемся в своих догадках - как мозг станет защищаться от неприятных ощущений. Поэтому, пытаясь избежать будущих сожалений, отказываемся от действий, стремимся сохранить статус-кво.
Помните – мы значительно, намного больше будем жалеть о том, чего так и не случилось. Это верно для всех демографических и культурных групп. Поэтому – не бойтесь, пробуйте, влезайте в новые дела и даже авантюры. Действуйте.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты