Татьяна Гогуадзе и её метод саморазвития детей-дислексиков
Часто человек интуитивно приходит к делу всей своей жизни, поначалу даже не осознавая, почему он движется в ту или иную сторону. Понимание приходит позже, и оказывается, что именно выбранное направление и есть единственно верное, позволяющее раскрыть имеющийся потенциал и принести максимальную пользу себе и людям.
Татьяна Гогуадзе до восьмого класса о педагогической деятельности даже не думала. Перед глазами стоял пример мамы-учительницы, которая целыми днями работала, параллельно неся большую общественную нагрузку – была пресс-секретарём партийной организации в посёлке и секретарём в школе. Очень хорошая учительница, она не могла достаточно внимания уделять собственному ребёнку – элементарно не хватало времени.
Мама и дочь часто конфликтовали
«Я была очень сложным ребёнком и, можно сказать, её учительским позором, – рассказывает Татьяна Валерьевна. – Учительские дети – они своеобразные. Мы же лицо учительницы, и мы живём в таком бесконечном прессинге».
Но эта конфронтация имела и положительные стороны. То, что маме было постоянно некогда, побуждало дочь что-то придумывать, предпринимать, чем-то себя занимать. В итоге Таня росла более самостоятельной и уверенной в себе девочкой.
Особенности формирования характера в детстве и юности спустя годы позволили Татьяне Гогуадзе стать настоящим профессионалом своего дела, что отмечают все, кто с ней работал или был у неё на приёме. Сегодня она лидер и ведущий специалист в области знаний помощи детям и семье при дислексии у ребёнка.
Девочка с плохим почерком
Ещё в школе Татьяна подсознательно почувствовала, что почерк напрямую зависит от эмоционального состояния. Её, ответственную и старательную девочку, постоянная работа в прописях только нервировала, при этом она очень переживала, какие корявые буквы выходят из-под её руки.
Таня обратила внимание на красивый почерк своей одноклассницы и отличницы Оли, которая на продлёнке любила раскрашивать картинки, и раскрашивала долго, ровно, методично – казалось, будто поверхность заклеена цветной бумагой. Заинтересовавшись, Татьяна тоже стала раскрашивать. Смотрела, как у Оли получается, и старалась сделать так же. И в конце концов заметила, что почерк стал заметно ровнее, лучше. И другие тоже это заметили!
Спустя годы разработанная Татьяной Гогуадзе графокоррекция (упражнение, направленное на координацию работы мозга, глаз и руки, в котором нужно определённым образом раскрасить лист бумаги цветными карандашами) стала одной из ключевых методик её авторского метода коррекции почерка без прописей в работе с детьми, испытывающими сложности в обучении.
Выбор профессии дочери стал ударом для матери
Решение поступать в Сыктывкарское педучилище было принято Татьяной самостоятельно после прохождения школьной трудовой практики в детском саду, что стало для её мамы ударом. Да и окружающие говорили, что нехорошо оставлять маму одну. Но Татьяна была непреклонна: «Мне надо учиться. У каждого своя жизнь».
Ещё в детстве Таня отличалась хорошей физической формой, занималась аэробикой, делала зарядку. Постигая азы профессии педагога, пришла к выводу, что надо активизировать тело, тем самым стимулировать мозг и улучшать когнитивные способности. Работая учительницей, регулярно делала со своими шестилетками зарядку, практиковала динамическую паузу, ходила гулять с учениками. То есть активно занималась вместе с детьми, чем и поддерживала их интерес к физическим упражнениям.
На поддержку рассчитывать не приходилось
В Усинске Татьяна Валерьевна работала в психолого-медико-педагогическом центре. Детей сюда направляли на итоговую проверку перед ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией), которая решала, обучаться ребёнку дальше в обычной школе либо в специальной коррекционной. Когда на уроки молодого педагога приходил с проверкой методист, он настойчиво интересовался, почему дети занимаются физкультурой или раскрашиванием, тогда как по расписанию у них коррекционное занятие по русскому языку.
В этот период Татьяна уже проходила обучение в московском вузе, обучалась на учителя-дефектолога, логопеда и в своей работе активно практиковала новые знания, которые получала на сессиях в Москве. Коллеги не понимали новых методов коррекции, и на поддержку рассчитывать не приходилось.
Тем не менее по итогам года оказалось, что все дети, которые учились по методике Татьяны Гогуадзе, вернулись в школу, никто на ПМПК не попал. Сто процентов учеников показали положительную динамику, в лучшую сторону изменилось поведение детей, их навыки чтения и письма значительно улучшились, что отмечали как мамы учеников Татьяны Валерьевны, так и учителя. И центр стал практиковать её метод когнитивных тренировок через физические упражнения и графокоррекцию.
Благодаря своим новаторским идеям в работе с детьми с трудностями в обучении в сентябре 1998 года Татьяна Валерьевна успешно прошла испытания, защитила свою работу и получила первую квалификационную категорию – 13 разряд педагогического работника.
Как ты можешь оставить шестилетнего сына, уехав в Москву
Когда по итогам успешного обучения на дефектологическом отделении Московского государственного педагогического университета Татьяну Гогуадзе пригласили в аспирантуру, все отговаривали её от этого шага. Коллеги не советовали ехать. Мама говорила, что дочь бросает и её, и шестилетнего сына, а ему в школу надо идти. Муж сказал, что не даст денег. Татьяна в очередной раз закрылась ото всех, у неё случилась социальная глухота…
Слушая тихий голос своего сердца и разума, который твердил: «Тебя пригласили на обучение и работу в Москву, а значит, ты открываешь новый ресурс в жизни для себя, своего сына и своей семьи, будь смелой и ты справишься», Татьяна приняла предложение работать в московском вузе и учиться в аспирантуре. Да, пришлось оставить шестилетнего сына в Усинске, чтобы он спокойно пошёл в школу и освоил навыки чтения и письма под чуткой заботой своей бабушки – педагога Тамары Пантелеймоновны Воробьёвой.
Москва слезам не верит!
В справедливости этой фразы из советского мелодраматического фильма режиссера Владимира Меньшова Татьяна убедилась на собственном опыте.
То, что было сделано в Усинске, в Москве не котировалось. Молодому педагогу вновь пришлось доказывать состоятельность своего метода работы с детьми с трудностями в обучении, что позволило выйти на новый, более высокий уровень коррекционной работы со школьниками.
На основе полученных результатов была написана кандидатская диссертация, ознакомившись с которой члены диссертационного совета отметили «недочёты»: где-то употреблены «не те» цитаты, что-то требовалось добавить, переделать, переписать. Вне всякого сомнения, диссертация молодого специалиста-дефектолога шла вразрез с существовавшими научными догматами. Но практика тех лет: «Пятнадцать минут позора – и ты кандидат наук» никак не вдохновляла старшего преподавателя Татьяну Валерьевну Гогуадзе, и, несмотря на проблемы, которые создала её позиция, она отказалась переписывать текст диссертации и защищаться: «Я описала метод, который реально помогает детям, и у меня нет повода испытывать за свою работу позор».
Конечно же, это был скандал!
Но время доказало правоту строптивой соискательницы учёной степени.
Да, кандидатом наук Татьяна Валерьевна Гогуадзе так и не стала, но до сих пор работает по своей авторской методике, изложенной ещё в 1999 году в диссертации на основе собственного педагогического опыта, который давал её ученикам новый вектор в развитии и образовании.
Есть трудности в обучении? Значит вам придётся меняться!
И сегодня педагог Татьяна Валерьевна Гогуадзе постоянно доказывает на своих программах коррекции, что дети-дислексики – это прогрессивные дети, которых родители чрезмерно опекают и оберегают, вместо того чтобы дать возможность самостоятельно решать свои проблемы, учить ребёнка противостоять обществу, которое его не понимает и не способно помочь. И каждый раз на своих программах коррекции «Успешный Старт» уверенно подтверждает, что насчёт того или иного ребёнка школьные учителя очень серьёзно ошибались.
Педагогом движет наблюдение, что из детей, психику которых постоянно притупляют, травмируя их мозг бесполезными занятиями, вырастают эмоционально незрелые взрослые. Поэтому неудивительно, что повышаются показатели разных психических расстройств, увеличивается число психопатов тихих, незаметных. Это не невроз, не нервные состояния, которые видны. Здесь психика нарушена, а весь ужас в том, что такие люди умеют очень хорошо социально адаптироваться.
Почему так происходит?
Раньше режим жизни был более естественным. После школы дети бегали, прыгали, играли в мяч, и это стимулировало их детский мозг естественным образом. Сейчас же режим жизни детей исковерканный, они не получают удовольствия от движений своего тела. Что неудивительно. Как ты можешь получать удовольствие от своего тела, если ты его не чувствуешь?!
«Дело не в том, как ребёнок учится, а в том, как он себя чувствует, – объясняет Татьяна Валерьевна. – Мой ребёнок хорошо себя чувствовал, прекрасно учился, несмотря на то, что пошёл в школу в 6 лет с левой пишущей рукой, не читал, алфавит путал. Мама по-прежнему беспокоилась и очень расстраивалась, что мы позоримся, позоримся как педагоги, как педагогическая династия».
Работая по своей методике, Татьяна Гогуадзе начинает с того, чтобы определить потенциал ребёнка в обучении, научить родителей правильно понимать своё дитя, его состояние, переживания во время чтения и письма. Не стоит слушать тех, кто утверждает, что дислексики – это дети с недоразвитием мозговых структур, проблемной психикой, что они необучаемые.
«Дети живут тем, как вы им помогаете, – говорит педагог родителям, – но это не работает, и это ещё больше раздражает. И вы попадаете в замкнутый круг проблемных отношений со своим ребёнком. С одной стороны, вы спасаете, помогаете своему ребёнку, а он раздражается. А если у него ещё, как говорится, есть голос, он может в ответ взрослым и нагрубить. Родители не знают, что с такими детьми делать, но именно такие дети могут быть в очень хорошем статусе, просто им надо правильно помочь».
Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru
Этим и занимается учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе. В 2002 году она запустила свой сайт Dyslexia.ru – первый в российском сегменте сети Интернет по этой теме, ведёт приём родителей с детьми, всего за две недели помогая школьникам преодолеть основные трудности в чтении и письме.
«Меня очень беспокоит то, что люди так не верят в своих детей, не верят, что за 14 дней можно реально помочь ребёнку. Говорят, мы столько лет мучились – и ничего, – говорит о наболевшем Татьяна Валерьевна. – Вы столько лет травмировали мозг ребёнка – вот что ужасно! Если бы все это осознали, в первую очередь родители, то тогда возникла бы ответственность за педагогическую ошибку».
Педагог сетует, что родители элементарно не знают про функции левого и правого полушария. Если есть рассогласованность в работе полушарий мозга, нельзя заниматься музыкой, рисовать, танцевать, потому что академическая успешность, образование и интеллект – это строго функции левого полушария. И чем меньше у ребёнка правополушарных занятий, тем активнее будет работать левое полушарие, а значит легче и интереснее ребёнку будет учиться.
Татьяне Валерьевне Гогуадзе как учителю-дефектологу всегда очень интересно это доказать на своих программах коррекции – так работает мозг ребёнка, если его ничем лишним не стимулировать.
Проблема современного общества в том, что очень много мусора информационного, очень много занятости у современных детей, а ещё очень много времени у них отводится на развлечения.
Вектор судьбы ребёнка определяет только семья
Курс коррекции «Успешный Старт» может помочь родителям справиться с трудностями в учёбе, показать семье новый вектор в развитии и обучении ребёнка. Все, кто прошел курс коррекции у Татьяны Гогуадзе, знают о том, как дети могут быстро меняться и как это работает.
Будет ребёнок жить в таком ритме – станет отличником
Действует правило «слоёного пирога». Сначала ребёнок отдыхает, потом стимулирует мозг путём физических упражнений, графокоррекции, работы с массажёрами. Затем идёт в школу и учится. Придя после уроков, отдыхает, потом опять стимулирует мозг и делает домашнюю работу. Вечером только физкультура и отдых.
«Так должно пройти детство ребёнка, – говорит Татьяна Валерьевна. – Выходные не имеют значения, у мозгов нет выходных. А если вы сегодня сделали выходные, то должны понимать, что завтра вам надо больше приложить усилий, чтобы восстановиться. И это так работает мозг».
Узнайте, что такого было в биографии учителя Т. В. Гогуадзе и почему она так активно занимается дислексией в России.
Если понравился материал, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️
Материал к публикации подготовила Елена Соловьева