Найти тему

Владимир Сорокин, сборник «Первый субботник»

Страниц: 300

Оценка: 8/10

Первое издание: 1992 г.

Иногда я сижу и думаю: надоели мне эти однотипные книжки, хочется почитать чего-то этакого. И этакое всегда находится в творчестве Сорокина.

В этом сборнике 29 рассказов, объединённых общей темой — высмеиванием советских привычек и штампов. Все рассказы (за исключением «Соловьиной рощи») начинаются как обычные советские истории, наполненные атмосферой того времени. Читаешь себе спокойно, наслаждаешься, и тут начинается... В повествование врываются безумие и невероятный треш, о котором не принято даже упоминать в обществе. Самыми приличными из них могу назвать отрезание руки в «Ночных гостях» и превращение в козла в «Желудёвой Пади». 

«Соловьиная роща» же примечательна тем, что вся она состоит из горячечного бреда, где реплики одних людей перетекают в другие, совершенно не связанные по смыслу и обстановке. Приведу небольшой отрывок:

– А что ты знаешь про него? – спросил Валентин, открывая боржоми.
– Да так, ничего особенного. Встречались у Нади как-то. А потом вместе на юг ездили. Но отдыхали там в разных местах. И назад в разных поездах возвращались.
– Как так получилось? – вопросительно посмотрел ему в глаза Денис.
– Да очень просто. Немцы вокзал в два бомбили, а его поезд в десятом часу еще уехал. Слава богу, хоть комбату фотографию передаст…
– Передаст, передаст! – расхохотался Иванов, отчего его и без того пухлое лицо раздалось и покраснело. – Он ей все приветы заказным вышлет! Ха-ха-ха! Ой, не могу! Ха-ха-ха!
– Хватит зубы скалить, – процедил полицай и дулом винтовки подтолкнул Катерину. – А ну, иди вперед. Иди живее, а то продырявлю.
Она шагнула за порог и увидела море. Валентин вместе с парнем в тельняшке заводил мотор.
– Иди к нам, чего стоишь! – закричал сотник на скаку.
– Не пойду… ни за что не пойду… – процедил сквозь зубы Михайло и рывком выдернул чеку из гранаты. – Теперь берите меня живьем!..
– Нет уж, сначала вы берите, Людмила Георгиевна, – галантно отстранился Виктор Самуилыч. – Сегодня женский день, так что мы во всем – на вторых ролях»

В этом сборнике писатель с помощью извращения всего до предельной степени и возведения в абсурд высмеивает и критикует соцреализм. Для меня самым ярким примером этого стал рассказ «Обелиск», где мать и дочь приезжают на могилу отца семейства, чтобы рассказать ему, как до сих пор ценят его заветы и живут исключительно по ним. Разумеется, не в такой приличной формулировке, какую использую я. 

Сам Владимир Сорокин однажды сказал в интервью, что считает атмосферу жизни в СССР пропитанной насилием. Думаю, именно исходя из этой точки зрения он сотворил этот сборник, где обычные советские люди неожиданно звереют, выпускают из себя всё то, что обычно не принято делать и демонстрировать на людях. Мне кажется, лучше всего эту тему иллюстрирует рассказ «Заседание завкома», где отчитывание алкоголика и лентяя неожиданно заканчивается помешательством всех присутствующих и убийством уборщицы.

Мне поначалу очень понравился формат, где неожиданно, нарушая все законы построения сюжета и все приличия, начинает твориться вакханалия. Однако спустя десяток рассказов это превратилось в минус. Сложно читать сборник подряд и не отрываясь, ибо все рассказы начинают сливаться в единую массу. Они в большинстве своём ведь похожи: типичные советские истории, которые ближе к концу как оборотни заваливают откровенной жестью. Второй минус — теперь у меня есть ощущение, что я какое-то время буду везде искать подвоха. Читая другие книги, ждать чего-то такого, расстраиваться, не получая.

В общем, я очень советую сборник тем, кто хочет прочитать что-то совершенно неформатное, переворачивающее представление о написании рассказов. Но будьте готовы к тому, что там полный набор разного рода жести, где отрезание конечностей — самое приличное. Если вам нравятся творчество Сорокина, «Коровы» Стоккоу и книги Паланика — можете присмотреться.