Найти тему
Вещь

Здания фантастического мира «Дюны» напоминают бруталистские постройки советского времени

Новогодние каникулы — хорошее время, чтобы посмотреть старые и новые кинофильмы. Многие из них — не просто развлечение, это интересный культурологический контекст.

Например, на днях посмотрела фильм "Дюна" и была очарована этим выдуманным миром. Я ничего прежде не слышала ни о известном фантастическом романе Фрэнка Герберта, ни о предыдущих экранизациях, среди которых отметился даже Дэвид Линч. Начала смотреть абсолютно с чистого листа.

Заметили, что в последнее время кинозритель очень увлекается выдуманными мирами. Будь то Средиземье Толкина, Семь королевств сериала "Игры престолов", либо Вселенная "Звездных войн". Что это эскапизм современного человека, испытывающего ежедневный стресс от реальности, либо мы настолько стали вездесущи в нашем мире, что нам необходимо что-то придумывать, чтобы потрясти воображение и вызвать удивление?

Эстетика брутализма

Но при этом все эти выдуманные миры представляют лишь калейдоскоп, созданный из земных фрагментов. Вроде сочетания феодализма и звездолетов. В этом смысле фильм "Дюна" как раз и населил далекие планеты привычной нам земной архитектурой так, что на здания в стиле брутализма смотришь уже иначе. Они не кажутся надоевшим Дворцом культуры эпохи 70-х, а напоминают дворец с планеты Арракис.

Советский Союз вообще славился архитектурой в стиле брутализма и у нас такие найдутся в каждом городе. Еще недавно они казались уродливыми бетонными монстрами из прошлого. Но в последнее время приобретают некий романтический ореол. А после выхода на экраны фильма "Дюна" эта тенденция еще усилится.

Смотрите на эти фото:

Если бы не гигантский червь на барельефе дворца из фантастического фильма, вполне можно было бы представить этот барельеф где-нибудь в московском метро. Кажется нижнее изображение, установленное в советское время  на одном из зданий Киева, уже демонтировали.
Если бы не гигантский червь на барельефе дворца из фантастического фильма, вполне можно было бы представить этот барельеф где-нибудь в московском метро. Кажется нижнее изображение, установленное в советское время на одном из зданий Киева, уже демонтировали.

Безусловно, здания в духе брутализма производят впечатление на зрителей. Они монументальные — еще бы, столько бетона требуется для их строительства. Они немного зловещие, не зря Голливуд зачастую селит своих злодеев в здания именно в этом стиле.

На верхнем кадре - Пансионат в Ялте "Дружба". Как видим, это здание вдохновило художников-постановщиков фильма "Обитель зла: Возмездие"
На верхнем кадре - Пансионат в Ялте "Дружба". Как видим, это здание вдохновило художников-постановщиков фильма "Обитель зла: Возмездие"

А еще бруталистские здание какие-то, действительно, неземные. Художники-постановщики пересмотрели немало бункеров периода Второй мировой, а так же впечатлялись древними зиккуратами, бразильскими зданиями в стиле брутализма. В их списке вдохновляющих построек нет советских зданий но уверена, что там они бы могли тоже почерпнуть немало.

Казалось бы, действия фильма проходят через 10 тыс. лет, но бетонные здания повторяют современную технологию монолитного домостроения, даже видны наплывы, когда бетон чуть выдавливается из формы.
Казалось бы, действия фильма проходят через 10 тыс. лет, но бетонные здания повторяют современную технологию монолитного домостроения, даже видны наплывы, когда бетон чуть выдавливается из формы.

Безусловно, создателям современной версии "Дюны" удалось создать впечатляющий и довольно осязаемый фантастический мир. Они пошли на то, чтобы не рисовать на компьютере, а сделать довольно реалистичные декорации. И кажется выбор бруталистских зданий был наиболее удачным решением. Дворец наместника на планете должен противостоять ветрам, которые достигают 850 км в час, поэтому они такие устойчивые и массивные. А еще стены должны спасать от испепеляющего дневного зноя. Здания имеют немало световых окон, с козырьками, которые создают красивые тени и создают отраженный свет.

-4

Большинство декораций были построены в студии в Будапеште. Причем в натуральную величину.

Драматизм сцены подчеркивает архитектура.
Драматизм сцены подчеркивает архитектура.

Просматривая фильм, я все время себя ловила на мысли, что та или иная сцена, которая происходит на пустынной планете Арракис, могла сниматься где-нибудь в среднеазиатских странах среди построек советского времени.

"Голубые купола" - сквер в Узбекистане
"Голубые купола" - сквер в Узбекистане

Буду ли я смотреть продолжение этой киноэпопеи, которая должна стать очередной сагой и прийти на смену "Звездным войнам" и "Играм престолов"? Безусловно, да. Интересно следить не только за сюжетом, но и рассматривать этот неведомый, но такой близкий для нас мир.

Благодарю за лайк и подписку! Читайте и другие материалы из рубрики #киноинтерьеры.