Метро штука удобная и современная, позволяет быстро и без пробок перемещаться даже по самым большим городам. Вместе с этим, метрополитен очень опасен, причем, в большей степени не во время самой эксплуатации, а в период строительства. Несмотря на то, что советские власти старались максимально занизить показатели смертности среди рабочих-метростроевцев, правда иногда прорывалась наружу, обрастая порой совершенно фантастическими домыслами!
Почему без трагедий не обойтись
Даже самые технологические стройки, на которых пристально следят за каждым шагом рабочих, не обходятся без нештатных ситуаций и несчастных случаев. Причин тому масса:
- сбой в работе электроники;
- неисправность подвижных механизмов;
- природные катаклизмы;
- человеческий фактор.
Иными словами, как за безопасностью ни следи, на больших работах в любом случае кто-то погибнет – банальная статистика.
Теперь переместимся мысленно в 1930-е гг., в эпоху первой очереди строительства московского метрополитена. Высококвалифицированных рабочих там было очень мало, а трудилось на «стройке века» без малого 30 тысяч человек, причем, потом эта цифра была доведена до 70 тыс. Следующий момент – основную массу рабочей силы составляли комсомольцы. Люди трудолюбивые, ответственные, но не в меру фанатичные, стремящиеся всеми правдами и неправдами выполнить поставленную партией задачу в виде сжатого по срокам плана. Чтобы максимально ускорить работу, людям приходилось идти на элементарные нарушения правил техники безопасности, да и технологии того времени не могли «страховать» рабочих от проблем с оборудованием, а также природных факторов.
Иными словами, жертвы были, обойтись без них нереально в любом случае. Вопрос только в одном – сколько?
Большой пожар
Власти СССР широко осветили в прессе события сентября 1934 года. В шахте №12, располагавшейся неподалеку от современной Лубянки, вспыхнул пожар. Смена кипела полным ходом, метро строилось, об опасности никто и не думал. Но кто-то из рабочих закурил в неположенном месте, и в результате под землей разгорелось пламя. Людей успели эвакуировать через дублирующую шахту, проложенную специально для таких случаев. Из рабочих никто не погиб, но простился с жизнью инженер по фамилии Чистяков, который решил повторно спуститься в горящее подземелье и проверить, всех ли вывели наружу. Проверил, что называется…
Собственно, какие здесь интересности. Дело в том, что по меркам Советского Союза сталинской эпохи событие было настолько растиражировано, что странноватым это казалось даже фанатичным почитателям коммунистических и всех сопутствующих идей.
Сразу же родилась версия такого рода, что этим правительство пытается отвлечь внимание людей от настоящего ада, который творился на стройках метрополитена.
Да, был пожар, явление прямо совсем редкое, ужасное, целый человек погиб. Другие несчастные случаи? Нет, не слышали!
Печальная правда
Согласно официальной государственной статистике сталинского периода, всего на строительстве первой очереди московского метро погибло 16 человек, причем, до какого-то момента говорили и вовсе о шестерых.
Казалось бы, это не так и мало, но вспомним, какие кипели работы, сколько народа в них участвовало, и по каким технологиям все делали. Отсюда встает вопрос, который может показаться грубоватым – почему не сообщили об остальных погибших? Основания подозревать советское правительство в замалчивании есть хотя бы по той причине, что на осень 1934 года на грандиозной стройке было зафиксировано в общей сложности 444 пожара. И это под землей, с минимальными средствами защиты при работе с технологиями первой половины XX века.
Кроме того, зафиксировано, по меньшей мере, 400 несчастных случаев, начиная ожогами, заканчивая ударами током. Это только то, о чем становилось известно широкой общественности. Некоторые исследователи считают, что только в ходе строительства первой очереди метро погибло не менее 300 человек, и это не считая заключенных, труд которых активно использовался при подземных работах. Их ведь даже никто не считал!