История TRC 36 R, или Renault ACD 1, гусеничной машины снабжения, созданной на базе Renault UE
Как показал опыт Первой мировой войны, для нормального взаимодействия танков им необходимо целое семейство различных спецмашин. Для начала, танк далеко уехать, без посторонней помощи, не мог. Дело не только в низкой скорости, но и низком ресурсе ходовой части. Пара сотен километров, и танку уже требовался капитальный ремонт ходовой части. Касалось это любых танков, включая и Renault FT. Поэтому довольно быстро появились такие специфичные машины, как танковозы. Наибольших успехов в этом отношении добились французы. Именно они сделали танковозы массовым явлением. Кроме того, они первыми в мире создали специальный танковоз - Renault FU, унифицированный по мотору с легким танком Renault FT. Работы по танковозам продолжались и далее. Предназначались они не только для легких, но и для средних танков. Одно из таких машин стал Berliet GPE 4, способный грузить танки на борт безо всяких аппарелей.
После окончания Первой мировой войны, впрочем, французские военные пытались пойти иным путем. А именно сделать так, чтобы танки занимались самообслуживанием. Танковозы, по мнению военных, позже не потребуются, поскольку танк сможет сам себя возить на дальние дистанции. Позже выяснилось, что идея эта была интересной, но неправильной. Чисто экономически танковоз всё равно лучше, поскольку затраты на топливо и ремонт у него куда ниже. Еще одной тупиковой ветвью стали специальные прицепы для перевозки горючего и боеприпасов. С помощью них французские военные пытались решить вопрос снабжения танков. Дело даже дошло до серийного производства, но позже стало понятно, что и эта идея так себе. Поэтому еще в начале 30-х годов появилось понимание о необходимости иметь специальную машину снабжения. Она сопровождала танковые колонны и везла топливо, а также боеприпасы.
В 1931 году Renault начала работы по созданию специальной гусеничной машины снабжения. Отчасти этот аппарат, получивший обозначение Renault UF, по концепции напоминал Vickers Utlity Tractor. Мотор выносился вперед, а также перерабатывалась ходовая часть. Машина создавалась как средство снабжения подразделений, оснащенных танками Char D1. Согласно концепции, машина штатно комплектовалась прицепом, аналогичным тому, что применялся для Renault UE. По ряду причин Renault UF так и не вышел за рамки концептуальных набросков, но в 1934 году состоялось переосмысление программы его разработки. Теперь машина получила обозначение Renault ACD-1. Известна она, впрочем, под другим индексом - TRC 36 R. Под ним его приняли на вооружение французской армии. Это была первая серийная французская гусеничная машина снабжения, с крайне сложной судьбой.
Иногда историю появления Renault 36R TRC (так иногда именуют эту машину) связывают с попыткой заменить Renault UE. На самом деле это полная ерунда, хотя бы потому, что Renault UE относился к принципиально иной категории боевых машин. Больше того, запуск работ по Renault ACD-1 начался одновременно с разработкой модернизированного Renault UE. Главное отличие между UE2 и ACD-1 было в назначении. UE2 оставался средством механизации легкой артиллерии пехоты (включая минометы), использовался ею же для снабжения, фактически выполняя часть функций танкетки Carden-Loyd. Что же касается Renault ACD-1, то это изначально был своеобразный самоходный зарядный ящик. Машина действовала во взаимодействии с танками, прежде всего легкими, перевозя для них топливо и боеприпасы. Фактически она в себе совмещала функции бензовоза и грузовика со снарядными ящиками. Посему и требования были слегка иными.
Вышедший на испытания в 1935 году опытный образец Renault ACD-1 выглядел как "быстрое решение". Немудрено, что эту машину порой записывают в сменщики Renault UE, хотя это полная ерунда. Отчасти машину снабжения можно назвать как Renault UF здорового человека. Как и предшественник, машина снабжения представляла собой перекомпонованный Renault UE, с сохранением мотора, трансмиссии, ходовой части и ванны. Радиатор, вместе с мотором, отправились в носовую часть корпуса, но на сей раз безо всякого бронирования. Впереди появился коротенький капот, который, впрочем, позволял вполне нормально обслуживать мотор и систему охлаждения. За капотом размещалась 2-местная кабина, в основу которой легла кабина грузовика Renault ADK. Дверей у этой кабины не предусматривалось, да и внутри было тесновато, но что вы понимаете в тесноте. На фоне Renault UE это вообще королевские покои. Сзади появился полноценный кузов, а не "бардачок", который на Renault UE выглядел несерьёзно.
За счет отказа от брони снаряженная масса снизилась до 2700 кг. Впрочем, надо сразу учитывать - порожняком машину гонять не планировали. В общей сложности Renault ACD-1 брал на борт до 800 кг боеприпасов, для снабжения этого более чем хватало. Но и это не всё. Штатно машина тащила за собой модифицированный гусеничный прицеп Renault UK. Внутри прицепа размещалась цистерна на 450 литров топлива, 18 канистр с топливом и маслом, 8 емкостей со смазкой и набор инструментов. В общей сложности прицеп имел грузоподъемность 600 кг. Таким образом, полная нагрузка Renault ACD-1 составляла почти 1,5 тонны. Потенциально получившаяся машина выглядела оптимальной для столь специфичных целей. Базировалась она на отработанном шасси, получалась относительно дешевой, имела более высокую проходимость, чем обычный грузовик.
На самом же деле французские военные встретили Renault ACD-1 со сдержанным оптимизмом. Дело в том, что машина сохранила полный набор недостатков своего прародителя. Это касалось и явно слабоватого мотора. 35 лошадиных сил при полной массе 3,5 тонны - ну как-то не очень, особенно с учетом прицепа с полной массой 1,5 тонны. Коробку передач заменили на новую, 4-скоростную + задняя передача, но это помогло не сильно. Плюс к ходовой части имелся ряд претензий. Официально машина разгонялась до 35 км/ч, но по факту ее скорость по шоссе составляла 28 км/ч. Иные танки, даже такие неспешные, как французские, получались быстрее. Ну и то, что машина получилась без брони, вызывало смешанные чувства.
Отношение к Renault ACD-1 отлично показывало дальнейшее развитие событий вокруг машины. Ее всё же приняли на вооружение. Она получила обозначение Tracteur de Ravitaillement pour Chars Mle.1936 R, сокращенно TRC 36 R. Другой вопрос, что с выпуском машины совсем не спешили. Дело в том, что весной 1937 года начались смотрины того самого сменщика Renault UE, о котором столько говорят. Среди конкурсантов была и машина Lorraine 37 L, изначально 4-катковая. Изначально именно на нее смотрели как замену Renault UE, но уже в июле 1937 года Lorraine-Dietrich представила удлиненную версию своей машины. Ее французские военные захотели как раз в роли того самого TRC, то есть тягача снабжения танков. После некоторой перетряски TRC у Lorraine получился, ну а пока шел процесс доделки Renault получила заказ на 200 TRC 36 R. Официально заказ оформили в 1938 году, но к концу августа 1939 года сдали всего 12 машин.
Общий объем выпущенных машин данного типа составил 260 штук. Последние из них сдали в январе 1940 года и далее не имелось никаких планов для продолжения. Машины получили регистрационные номера в пределах 97114-97294 и 22000-22055. На самом деле это не полный список, а то, что известно на текущий момент. Как и предполагалось, шли TRC 36 R в танковые батальоны как машины снабжения. Как правило, речь шла о батальонах, вооруженных Renault R 35, хотя есть эти машины и среди техники 7-го танкового батальона, вооруженного легкими танками FCM 36. Ничем машина особо не отличилась. То, что не сгорело в пламени боев мая-июня 1940 года, стало немецкими трофеями. Эксплуатацию упрощало то, что машину унифицировали с Renault UE.
Несмотря на малую серию, несколько TRC 36 R дожило до наших дней. Причиной стало то, что после войны небольшое число тягачей продолжили эксплуатировать во французской армии. Так их шансы на выживание резко выросли. В историю TRC 36 R попал как крайне спорная машина, оказавшаяся в серии по причине отсутствия иных вариантов. Как только появилась альтернатива, французские военные почти потеряли к TRC 36 R интерес. Ну а серия из 260 появилась по причине "уплочено". В иных условиях особого смысла в этой маломощной машине не имелось.
Список источников:
Massin L'automobile sous l'uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992.
The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
Guerre, blindés & matériel (GBM) № 98, HS 3, HS 4
eBay
lautomobileancienne.com
Другие статьи по французским гусеничным и полугусеничным машинам:
История UNIC TU 1, создававшегося как легкий тягач противотанковой артиллерии для французской пехоты