В СССР ужасов не снимали! Ах, да, «Вий»… Ну так его изначально как хоррор и не задумывали, Пырьев в компании с молодыми режиссерами Кропачевым и Ершовым задумали снять комедию по гоголевскому сюжету. Но получился ужастик, потому что трудно снять смешной фильм по такому жуткому произведению. Впрочем, с политической точки зрения картина тоже получилась «жутковатой», потому что в Стране Советов хорроры были не нужны!
Идеологическая трудность
Суть в том, что к русской классике потянули руки иностранные режиссеры и продюсеры. Например, того же Гоголя собирались экранизировать аж двое американцев, а одному итальянцу частично это даже удалось. Правда, его фильм «Маска Сатаны» успехом не пользовался, сейчас о нем никто и не помнит. Но кто знает, вдруг в будущем заграничные киномастера, все-таки, украли бы какой-нибудь старинный русский сюжет? На этой ноте и решили экранизировать «Вия».
Но, как уже говорилось выше, изначально планировали снять комедию, ибо ужастики в СССР были по мнению идеологов «излишними».
Согласно советским цензорам, хорроры нужны на капиталистическом Западе, чтобы люди отвлекались на них и не видели весь ужас, происходящий вокруг.
У нас же все идеально, следовательно, отвлекать граждан ни от чего не нужно. Тем не менее, превратить историю об агрессивно настроенной мертвой ведьме, призывающей на помощь все силы ада, в комедию не получилось, и на экраны вышел первый и, в общем-то, единственный настоящий советский ужастик.
Подбор актеров
С исполнителем главной роли Хомы Брута проблем не возникло. Предложили сразу Куравлеву, тот, будучи большим поклонником Гоголя, не раздумывая, согласился, о чем никогда в жизни не жалел. Кроме того, он человек совершенно не суеверный, следовательно, каких-то «мистических» проблем быть не должно.
С панночкой оказалось сложнее. Провели кинопробы, в итоге остановились на Александре Завьяловой. С ней даже сняли несколько сцен, однако произошло «нечто», и она с роли была снята. Нет, никакой мистики. То ли она заболела, то ли попала под цензурный «пресс» из-за любовника из США. В итоге роль перешла к Наталье Варлей, которая сыграла ее блестяще.
Не обошлось без происшествий. Как-то раз «панночка» вывалилась из летающего по церкви гроба и чудом не пострадала. Отделалась легким ушибом спины.
Нечисть же отыграли цирковые артисты. Дело в том, что на этих персонажей легла довольно серьезная «акробатическая» нагрузка с прыжками, лазаньями по наклонным поверхностям и пр. Простой человек даже с начальной подготовкой справиться бы с этим не смог. Кроме того, среди них было немало лилипутов, которых отдельно привлекли к сценам с Вием. На их фоне «главный черт» смотрится особенно ужасно!
Кстати, Вия сыграл спортсмен-тяжеловес Николай Степанов. Костюм нечисти был очень тяжелым, даже ему было в нем не комфортно, что уж говорить о простом актере.
Место съемок
Уличные сцены и некоторые моменты в домах снимали на Украине в районе Иваново-Франковска. Дело в том, что только там смогли отыскать чудом сохранившуюся церковь времен Гоголя. Помните сцену, когда в храм заносят гроб с телом панночки? Так вот, это настоящая старинная церковь Пресвятой Богородицы в украинской деревне Горохолин Лес. А вот с внутренностями было сложнее. Дело в том, что в храме тогда был музей религии, следовательно, для киносъемок помещение не подходило. Режиссеры вышли из ситуации сравнительно просто.
Они построили на "Мосфильме" павильон с макетом церкви, подходящей под описание в произведении Николая Васильевича, и там отсняли весь материал с церковными «внутренностями».
Ну а что касается мистики, то не было ее на съемках. Конечно, происходили разного рода мелкие ЧП, но где их нет? Так уж повелось в киношном мире, что при работе над мистическими картинами все и всюду пытаются найти чертовщину, стремясь списать все неприятности на происки нечисти!
Источники:
https://dtf.ru/cinema/911742-kak-snimali-viy-pervyy-i-posledniy-sovetskiy-film-uzhasov