Найти тему
Подумалось мне часом

Границы Европы определили китайцы

Ответы на вопросы, «какие пули любит дьявол» и «зачем нужна моча пьяного епископа», — в книге «Порох», авантюрной биографии вещества, изменившего мир.

В мире вещей – все как у людей. Одни живут очень долго и до сих пор в отличной форме (вроде ножа, который ровесник человека), другие чахнут и умирают, едва покинув колыбельку, – как пейджер или видеокассета Одни, как погремушка, проживают жизнь скромно, никуда не влезая и тихо делая свое дело. Другие перекраивают государственные границы и изменяют ход истории.

Одна беда – если жизнь людей нам более-менее известна, то историю вещей мы знаем из рук вон плохо. Если поинтересоваться биографией Наполеона, ее, с той или иной степенью завиральности и детализации, изложит едва ли не всякий. Но, к примеру, просьба поведать историю лошадиного стремени уже не вызовет такого единодушия. Меж тем эта маленькая железка перекроила мир куда серьезнее, чем это удалось невысокому человеку в треуголке.

Ликвидация подобной безграмотности — дело не только благородное, но и коммерчески многообещающее: биографии многих вещей изобиловали приключениями, которым позавидуют Бенвенуто Челлини и граф Бенёвский.

Наверное, поэтому книжные серии об истории вещей множатся в последнее время как грибы. В 2005 году серию «Вещи в себе» представило одно из самых многообещающих наших издательств – «КоЛибри». Открыла ее книга Джека Келли «Порох».

Исследование Келли, надо признать, на редкость удачный выбор для старта. По причинам, которые хорошо изложены в полном названии работы: «Порох. От алхимии до артиллерии: история вещества, которое изменило мир».

Дело именно в этом. В мире вещей порох – одна из самых могущественных, влиятельных и знаменитых фигур, и он действительно изменял мир, причем не однажды. Жизнь его оказалась относительно короткой. По сравнению с другими великими вещами он появился на свет довольно поздно, и наряду с компасом и печатным станком он входит в «Большую Тройку» великих изобретений Средневековья.

Еще Фрэнсис Бэкон писал «о трех вещах, которые были неизвестны древним и чье происхождение, хотя и недавнее, скромно и окутано полной неизвестностью – а именно, книгопечатание, порох и магнит».

А умер порох довольно рано – многие его коллеги, явившиеся на свет в первобыте или античности, и ныне живут и процветают, а классический порох сегодня практически не производится, начинка современных патронов, снарядов или мин – это уже его «потомки», к их появлению на свет он, конечно, имел отношение, но не прямое.

И пусть порох не может похвастаться долголетием, жизнь его оказалась донельзя бурной и породила огромное количество легенд. К примеру, очень живучим оказался миф о том, что китайцы только придумали порох, а вот использовать его в боевых действиях у них ума не хватило – так и ограничивались фейерверками. На самом деле порох в Китае «призвали в армию» едва ли не с самого рождения, а байка о скудоумных азиатах была придумана заносчивыми европейцами, не желавшими быть ничем обязанными «желтым». И вот еще – традиционно считается, что с порохом Европу познакомили два человека – монах Бертольд Шварц и ученый Роджер Бэкон, которые заново открыли изобретение китайцев во время своих опытов. На самом деле Бертольд Шварц, скорее всего, никогда не существовавшая мифическая фигура, а Бэкону всего лишь принадлежит первое письменное упоминание о порохе в Европе.

Кстати говоря, версия о «параллельном изобретении» европейцев также одна из самых живучих легенд – еще в XX веке английские историки приводили «17 аргументов» в пользу «отсутствия свидетельств того, что порох изобрели китайцы». Увы, проведенное историками расследование не оставило от этой версии камня на камне с помощью трех аргументов. Во-первых, хронология. Китайцы упоминают о необычных свойствах смеси селитры, серы и угля уже в IX столетии, а в Европе первое свидетельство – 1267 год. Во-вторых, эволюция. В Китае век от века изменяются формулы, состав, порох становится все более мощным и т.п. В Европе же он появляется одномоментно, сразу в идеальной пропорции, и меньше чем через полсотни лет после появления пушки палят со стен крепостей. Наконец, прямая улика – во времена появления пороха в Европе китайцы, в поисках максимальной убойности, добавляли в состав абсолютно ненужные яды – нашатырь или мышьяк. И эти же компоненты присутствуют в ранних европейских рецептах.

-2

Это лишь начало истории, изложенной в книге Келли по всем канонам авантюрной саги, – герой рождается, набирает силу, совершает немыслимые подвиги и, состарившись, уходит на покой. Автору удается главное – рассказать о событиях в неожиданном ракурсе, удивить читателя, заставив его задуматься над, казалось бы, очевидным.

Многие ли из нас задумывались над тем, что границы на современной карте Европы во многом определил наш герой?

Именно с его появлением пришлось строить вместо разбиваемых высокостенных рыцарских замков огромные приземистые цитадели с толстенными стенами, способными выдержать огонь артиллерии. Причем непомерно дорогие в строительстве, из-за чего их потеря становилась серьезным ударом для государства. Именно тогда границы между странами, раньше довольно подвижные, начали застывать.

А впереди еще уравнявший людей мистер Кольт и пушки с неприличным названием «петарда» (от французского petar – «пердун»), «огненные крысы» и «огненные обезьяны», официальные выяснения – какие пули любит дьявол, объяснение значимости мочи пьяного епископа, из которой добывалась лучшая селитра, и множество не менее завлекательных рассказов.

Недостаток у книги, пожалуй, только один. Джек Келли, как и положено патриоту, основное внимание уделяет собственной стране, и иногда его «американоцентричность» перехлестывает через край, провоцируя на утверждения вроде объявления Гражданской войны с США «величайшим пороховым пожаром в истории». Поневоле начнешь скорбеть по поводу непонятного бойкота, который российские авторы объявили подобным исследованиям. Ведь роль пороха в нашей истории более чем значительна. Достаточно вспомнить, наш «Великий поход на восток», который многие ученые считают ключевым событием российской истории, прошедший под девизом «свинец победил сталь».

Д. Келли. Порох. М.: «КоЛибри», 2005

__________________

Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Двинулись земли низы. Том 1. Двадцатые - https://author.today/reader/99947/793448

После страшной междоусобной войны пятеро 20-летних мальчишек-ветеранов, выживших в кровавой купели, встретились в стенах первой Академии новой Империи. Они пришли сюда научиться чему-нибудь, кроме как убивать. И это у них получилось.

Роман-мозаика в лицах о пятерых юношах, живших в одной комнате общежития Московской горной академии в двадцатые годы двадцатого века.

-3

Если вам понравится - я буду очень рад.