Найти тему
ПроАвтобизнес

Назревающая «битва» на автобусном рынке России. Вы удивитесь, скоро в борьбу вступит ключевой игрок

В ноябре в далеком от европейской части страны Южно-Сахалинске состоялась рядовое для современной Российской Федерации событие. Такие мероприятия проводятся сегодня довольно часто. Создается ощущение, что региональные власти воспрянули от спячки и вспомнили о том, что у них есть обязанность обновлять подвижной состав общественного транспорта своих городов.

Но примечательность события, прошедшего в Южно-Сахалинске состояла в том, что на далекий остров были привезены новые автобусы из Республики Беларусь – МАЗ-206, работающие на компримированном газе. Это не первые автобусы МАЗ на Сахалине. С 2015 года Минский автозавод поставил в регион почти полторы сотни машин: 40 единиц МАЗ-203085, 48 – МАЗ-206085, 63 – МАЗ-206086. В упомянутой выше  презентации в Южно-Сахалинске участвовал  автобус среднего класса МАЗ-206946. Это новая модель, которая появилась в продуктовой линейке предприятия только в прошлом году.

МАЗы в Южно-Сахалинске в ноябре 2021 г.
МАЗы в Южно-Сахалинске в ноябре 2021 г.

А теперь представьте, какое логистическое плечо перевозки этих автобусов между Республикой Беларусь и островом Сахалин. Намного проще было бы закупить аналогичные автобусы из Китайской Народной Республики. Ведь китайский автопром предлагает российским перевозчикам довольно-таки неплохие и приспособленные для наших условий подвижной состав.

Наш канал недавно рассказывал о китайской пассажирской технике в городах РФ.

Но самое интересное в сахалинской презентации заключается в том, что все же без Китая не обошлось. Поставленные автобусы МАЗ-206946 оснащены газовыми двигателями Weichai WP5NG200E51 мощностью 200 л.с., которые работают на компримированном природном газе. Коробка передач – автоматическая 6-ступенчатая Allison T270w/Ret.

Такой автобус относится к среднему классу, его вместимость 76 пассажиров, а мест для сидения – 27. 9-метровые автобусы относятся к среднему классу. Казалось бы, что их конкурентами могут стать 10-метровые автобусы, но они уже считаются следующим классом техники.

Сегодня российский автопром обратил внимание на этот класс пассажирской техники и, судя по всему, здесь развернется нешуточная борьба между автобусными заводами Российской Федерации и Беларуси.  А все дело в том, что местная и региональная ветви власти, наконец-то, понимают, что обветшалый подвижной состав является неким «лицом» городов и регионов.

Покупать большие 12-метровые трехдверные автобусы не всегда целесообразно, нужны 9-10-метровые. И как показал ранее опыт импорта из Китая, такие автобусы достаточно эффективный подвижной состав на многих маршрутах в городах разной численности населения: от малых до городов-миллионников.

Наш канал прогнозирует, что на рыночном поле Российской Федерации будет достаточно тесно.

Сегодня у властей, выбирающих транспортные средства для таких маршрутов огромный выбор.

КАМАЗ-4299 на выставке Comtrans 2019
КАМАЗ-4299 на выставке Comtrans 2019

КАМАЗ еще в 2019 году презентовал свой средний класс – модель 4299, показанную на выставке Comtrans два года назад. Но пока о поставках ничего не слышно.

Лотос-105 на маршруте в Уфе
Лотос-105 на маршруте в Уфе

А вот компания Раритэк, ассоциированная с Камским автогигантом, имеет свой модельный ряд автобусов среднего класса «Лотос», которые базируются на агрегатах того же МАЗ-206. Речь идет о «Лотос-206». Есть еще модель «Лотос-105», которая построена на агрегатах китайской модели Foton. Правда, этот автобус относится к классу 10-метровых, соответственно его вместимость до 90 пассажиров.

У крупнейшего отечественного автобусостроителя - Группы ГАЗ очень интересный выбор. Во-первых, это 9-метровая модель ЛИАЗ-4292 «Курсор». Самое большое количество этих машин работает в Москве, городах Подмосковья и Тверской области. Несмотря на свой несколько укороченный габарит в сравнении со старшим ЛИАЗ-5292, есть даже трехдверная модель. Для Москвы третья дверь расположена в корме и открывается вовнутрь салона.

ЛИАЗ-4292 с трехдверным салоном в Москве. Фото с сайта photobus.msk
ЛИАЗ-4292 с трехдверным салоном в Москве. Фото с сайта photobus.msk

Для других заказчиков, например, для соседней Тверской области заказан двухдверный вариант салона. В автобусе помимо отечественного двигателя ЯМЗ-534  установлена автоматическая 6-ступенчатая коробка передач ZF Ecolife 6 AP 1000 B, или Allison T2100.

"Курсор" в Твери. Фото с сайта photobus.msk
"Курсор" в Твери. Фото с сайта photobus.msk

И хотя «Курсоры» часто участвуют в госзакупках, география их распространения широка, но сегодня растет спрос на газомоторные автобусы. И здесь у Группы ГАЗ есть предложение - только что появившийся газомоторный 10-метровый КАВЗ-4270 LE (low entry – низкий вход). Именно в целях участия в таких закупках, и удовлетворения требованиям доступности среды, этот автобус имеет низкий пол на передней и средней площадках. Шесть газовых баллонов общей емкостью 662 л обеспечивают запас хода до 350 км. Двигатель ЯМЗ (210 л.с.).

КАВЗ-4270 LE
КАВЗ-4270 LE
-8

Еще одна модель от Группы ГАЗ выпускается Павловским автобусным заводом.

Это самая старшая модель в линейке ПАЗа – Вектор NEXT 8.8. Недавно крупнейший сибирский город Новосибирск закупил 50 автобусов этого класса. Выбор был сделан в пользу газомоторной  модели «Вектор Next 8.8». Причем этот выбор был продиктован тем фактом, что маршруты, которые будут обслуживать данный тип автобусов это знаменитый Академгородок и Первомайский районы города, отдаленные части областного центра с небольшим пассажиропотоком.

Презентация Вектор Next 8.8 в Новосибирске
Презентация Вектор Next 8.8 в Новосибирске

Но в самой ближайшей перспективе этот сегмент рынка «взорвет» новая модель Павловского автобуса – CityMax 9. Ее уже официально презентовали на выставке коммерческой техники в сентябре в Москве, и, вскоре, поставят на конвейер. Фактически заявлена флагманская модель Павловского автобуса. Но нужно иметь ввиду, что она унифицирована с линейкой, которую предстоит освоить Ликинскому автобусному заводу – CityMax 12 и CityMax 18.

-10

В самом названии модели указано на эксплуатацию на городских маршрутах. City Max 9 — низкопольный заднемоторный автобус длиной 9 метров. Для машин среднего класса здесь невероятная площадь низкопольной части – 10 кв.м. Машина унифицирована со старшими в перспективной модельной линейке не только по дизайнерским решениям. Но ее, прежде всего, отличают невероятная площадь остекления и оригинальная компоновка салона. Заявленная вместимость 73 пасс.  при 17 сидячих местах. Двигатель ЯМЗ-534 (210 л.с., Euro-6) + автоматическая коробка передач, которая разработана Группой ГАЗ. Много намекает на то, что при разработке CityMax 9 учитывались возможности небогатых частных и муниципальных перевозчиков.

Фото с сайта photobus.msk
Фото с сайта photobus.msk

Передняя ось автобуса вынесена далеко вперед, сзади - необычный «амфитеатр». Благодаря отсутствию узкого межарочного прохода пассажирам удобнее передвигаться по салону, также это позволяет ускорить пассажирообмен. Необычно широкий проход в амфитеатре в задней части салона. Традиционно в отечественных и китайских моделях там узкие проходы.

"Амфитеатр" CityMax 9. Фото с сайта photobus.msk
"Амфитеатр" CityMax 9. Фото с сайта photobus.msk

Большая площадь остекления дает отличную обзорность как водителю, так и пассажирам. В автобусах увеличено количество сидений, установленных по ходу движения.

Можно и далее перечислять достоинства перспективной флагманской модели Павловского автобуса, но стоит дождаться его серийного выпуска.

источник