Найти тему
The DairyNews - о молоке

Арсен Дидур: Нужна ли государству молочная отрасль?

Исполнительный директор Союза молочных предприятий Украины — о том, почему без решительного вмешательства государства проблемы молочной отрасли решить невозможно. The DairyNews приводит мнение эксперта.

Источник фото: uadairy.com
Источник фото: uadairy.com

— Онлайн-конференция производителей и переработчиков молока и Министерства Аграрной политики для обсуждения «Ситуации по ценообразованию на молочную продукцию по всей цепочке», состоявшаяся 5 января, продемонстрировала одно: без решительного вмешательства государства проблемы молочной отрасли решить невозможно.

Целью дискуссии было найти точки соприкосновения, которые позволили бы определить наименее травматичные способы выхода из крутого экономического пике, в котором первыми оказались переработчики. Казалось бы, беда переработчиков должна вызвать озабоченность у поставщиков молока, ведь закрытые заводы – это угроза сбыту их товара, значит, им просто некому будет продавать молоко.

В ходе обсуждения никакого признака желания найти общий язык и вместе искать компромиссные варианты не наблюдалось. Были претензии, обвинения и недоверие. Конструктива почти не было. Жаль, потому что в сложившейся ситуации такая твердость позиций не означает победы. Звенья цепочки «молочное хозяйство – молокозавод» настолько взаимосвязаны, что победителей в противостоянии быть не может. Вслед за обанкротившимися молокозаводами начнут закрываться молочные фермы: сначала они будут вынуждены снижать цену на молоко, потому что предложение окажется больше спроса, потом начнут «регулировать» поголовье, разумеется, что в сторону сокращения, ну а потом будут просто закрываться. На том «украинская молочная ветвь» закончится. Полки молочных отделов уже окончательно заполонит импорт. Если не вмешается государство.

Почему государство? Потому что молочная отрасль – это продовольственная безопасность страны, сотни тысяч рабочих мест, это экспортные поступления. А это и есть именно то, чем должно заниматься государство.

Объединение Союз молочных предприятий Украины, представляя сектор переработчиков молока, никогда не отстранялся от проблем своих партнеров – производителей молока. В годы, когда производители молока не могли производить достаточное количество сырья, от Союза поступила инициатива применить спецрежим взимания НДС, который позволил хозяйствам получать НДС-поддержку, а в результате повысить рентабельность и нарастить производство молока. Эта схема в свое время дала толчок развитию. Выиграли все – и молочные хозяйства, и переработчики, и потребители.

В 2016 году спецрежим почему-то был отменен, и это отрицательно повлияло на производителей молока. В результате этой отмены животноводческие предприятия получили двойной удар – с одной стороны, выросли цены на зерновые (на кормовую базу), с другой – товаропроизводители были лишены права на полное аккумулирование сумм НДС, потеряв половину сумм НДС-поддержки (производители молока — 20%). Соответственно, с одной стороны, подорожали корма, из-за чего расходы в среднем выросли на 3-5% (в зависимости от доли покупных кормов), с другой — производители молока лишились права на 1/5 сумм НДС-поддержки (последняя составила более 12 % от сумм доходов, опять же, в зависимости от удельного веса собственных кормов).

Соответственно, доходность производства молока в 2016 году в результате изменения порядка функционирования НДС снизилась на 7-8%, производители и начали пытаться ее «отбить» растущей ценой реализации. При этом следует упомянуть, что рентабельность производства молока в 2015 году по данным госстатистики в среднем составляла 12-13%, а с учетом НДС-поддержки доходила до 24-26%.

Что было предложено вместо этого? С 2017 года правительство полностью отменило действие спецрежима взимания НДС для сельхозпредприятий и запланировало перейти на предоставление госфинподдержки по прямым бюджетным программам. Которые спустя какое-то время существования также были отменены.

Внимание государства к животноводству становилось все меньше и результаты не заставили себя ждать: началось ежегодное сокращение производства молока, спад интереса аграриев к животноводству, строительства новых ферм и наращивания поголовья. Удерживали животноводство те, кто мог себе позволить вкладывать деньги на перспективу.

Не углубляясь в историю нашей молочной отрасли, обратимся к событиям последних лет, когда отечественные молокозаводы, которые в лучшие годы вкладывали значительные средства в модернизацию технологий, расширяли ассортимент, выходили на международный молочный рынок, оказались зажатыми в «объятиях» партнеров: с одной стороны, поставщиков молока, которые вопросы рентабельности решали не за счет снижения себестоимости, а за счет повышения закупочной цены молока. Дефицит молока легко это позволял. Не считая того, на переработчика давили торговые сети с кабальными условиями «договоров» и в силу их монопольного положения, невозможности их конфигурации.

Сырье становилось все дороже. Можно сколько угодно спорить по методикам расчета закупочной цены сырого молока, в результате чего цифры могут отличаться, можно сравнивать их с европейскими ценами. Но сущности это не меняет: из дорогого молока нельзя сделать дешевый продукт. А из более дешевого европейского — можно. Особенно с учетом различных субсидий, программ помощи и других подпорок для молочного бизнеса, который имеют фермеры и переработчики в Европе.

Торговые сети, точно зная скромные возможности нашего потребителя, могут закупать для продажи любой товар. Выгоднее закупать более дешевый. И вот у нас есть импорт сыра, который растет в разы, больше свежих молочных продуктов из ЕС. Наши дорогие молочные продукты (из дорогого отечественного сырья) уже становятся неконкурентоспособными на внешнем рынке.

Но переработчики работают, работают на грани рентабельности, учитывая трудности партнеров (засуха, дожди, дорогие корма, дорогие удобрения, …):

-2

Последние 6 месяцев 2021 года переработка вообще несет убытки, не имея возможности получить более дешевое сырье.

И здесь в несколько раз(!) дорожает газ. Что делает производство молокопродуктов бесперспективным, с заранее прогнозируемыми миллионными убытками. Останавливаются цеха. Нависает угроза закрытия заводов. Что такое закрытие? Это, в первую очередь, люди, которые останутся без работы во времена, когда дорожает буквально все: продукты, коммуналка, транспорт. Это нехватка молочных продуктов. Это закрытые фермы и уничтоженные коровы.

Что делают предприятия СМПУ? Они обращаются за помощью к партнерам – к производителям молока, к торговым сетям. К сожалению, понимания не получают.

Торговые сети, на фоне отсутствия законодательного влияния государства на их деятельность, пострадают меньше: не будет отечественных — будут закупать для продажи импортные молочные продукты. Только они уже не будут так дешевы, как сейчас.

А производители молока? Имея среднюю рентабельность примерно 20% против 2% у переработчиков, они, кажется, совсем не волнуются о том, что они будут делать, когда снабжать молоком им будет некого. Во всяком случае, такое впечатление складывается, когда их представители из профессионального молочного объединения не хотят обсуждать цену на молоко, а заняты совсем другим делом: их почему-то волнует разрабатываемый закон о торговле, хотя непонятно, какое отношение к нему имеют молочные фермеры, что производят сырье.

Если между партнерами нет понимания, пора срочно вмешаться государству. Все предложения, которые СМПУ до сих пор направляла на рассмотрение комитетов Верховной Рады, Минагрополитики, Минэкономики, касаются развития всей отрасли, потому что для переработчиков очевидно: без успешного молочного животноводства не может быть переработки. Также и молочное животноводство никому не нужно, если не будет переработки.

СМПУ считает спасение молочной отрасли государственным делом. Нельзя допустить, чтобы недоговороспособность лиц и ассоциаций привела к потере важной стратегической отрасли страны. Требуется Закон, регулирующий распределение прибыли в цепи поставок молочных продуктов и определяющий долю молочных хозяйств, долю переработчиков и долю торговли. Потому что перетягивание на себя одеяла всеми уважаемыми участниками дорого обходится нашей стране.

Во время встречи с представителями Минагрополитики 5 января, в очередной раз пытаясь привлечь внимание государства к проблемам отрасли, переработчики четко дали понять, что из-за отсутствия поддержки молокопереработка уже мертва. Следующие – производители молока. Министр агрополитики это услышал. Надеемся, что государство быстро отреагирует и необходимые меры, о которых все время говорит Союз молочных предприятий, наконец будут приняты.

#украина #молочная отрасль #производство молока #переработка молока #господдержка #экономика #себестоимость