У каждого человека в голове есть заветный сундучок, где хранятся все его воспоминания, хорошие и не очень, в нужный момент память извлекает их оттуда и предъявляет человеку.
Сегодня как раз такой день, когда Анна решила приоткрыть свой сундучок, ей почему-то вспомнилась молодость, первая любовь, замужество.
Хорошее настроение было не частым гостем у пожилой женщины, но сегодня она обрадовалась этому гостю.
Детство она вспоминала очень редко, да собственно особо и вспоминать было нечего: большая семья, нищета, досыта ели не всегда, спасибо хоть свой огород, но зато и вкалывать там приходилось почти с той поры, как научились ходить. Отец вернулся с войны инвалидом, он и рад бы помочь детям, да не мог, ноги совсем отказывали, вечно кричащая мать, она как-то пыталась связать концы с концами, но не всегда у неё это получалось, поэтому она и злилась, вымещая свою злобу на детях.
Слава Богу, старшие сестры Мария и Катерина удачно вышли замуж и покинули родительский дом. А недавно выдали замуж ещё одну сестру Танюшу {смотри мой рассказ «Не родись красивой»}. С одной стороны Аннушка была рада за сестру - ушла из дома, сама себе хозяйка, муж хороший, из зажиточной семьи, а с другой - девушка лишилась самой близкой подруги, теперь поболтать и посоветоваться не с кем. А раньше, бывало, друг дружке пожалуешься - сразу и на душе полегчает.
Из-за жёсткого характера матери, они часто ругались, не могли найти общий язык. Мать, нет, чтобы поговорить по-хорошему, объяснить, что ей надо, только отдавала приказы, как генерал, и не дай Бог ослушаться её. Она не посмотрит, что тебе уже 18 лет, так отлупит, неделю потом сесть не сможешь.
Эх, Танюша, плохо мне без тебя, одиноко. Пожаловаться отцу - а что он может сделать, ещё и ему попадёт, нет, отца я подставлять не буду. Братишки ещё маленькие, какие из них защитники.
Спасибо, хоть девушка уговорила мать разрешить ей вечерами гулять с девчатами по селу, в клуб сходить на танцы, удивилась, что Степанида Егоровна согласилась, видимо она поняла, что сидя дома, жениха не найдёшь.
Во время этих прогулок Аннушка и познакомилась с Иваном, парнем с дальней улицы. Озорной прищур серых глаз, лихо сдвинутая на затылок кепка, сводили девушку с ума. Узнав о том, что Аннушка встречается с Иваном, Степанида Егоровна очень обрадовалась - Иван был из зажиточной семьи, его отец был кладовщиком в колхозе, а мать - бухгалтером, денежки в семье водились, один дом чего стоил, да и скота был полон двор. Вот бы у Ивана с их дочкой всё сладилось, как бы хорошо было. Но, видимо, родители Ивана тоже узнали, с кем встречается их сын, они не очень этому обрадовались. Она конечно была девка видная, работящая, но семья у них очень уж бедная, не пара она Ивану. Сестра бухгалтерши в городе быстро нашла племяннику подходящую невесту, и после свадьбы Иван с женой отбыли на жительство в город.
И опять Аннушка осталась одна. Чтобы заглушить свою боль, она много работала: помогала матери на свинарнике, ухаживала за больным отцом, братишками, весь дом тоже держался на ней. Не быть, наверное, ей уже счастливой.
Вскоре в уральскую деревню стали возвращаться солдаты, уходили они на фронт почти подростками, сразу после школы, а вернулись бравыми парнями с наградами на гимнастёрках. Многие мужчины-фронтовики вернулись домой давно, а эти ребята оставались после окончания войны дослуживать срочную службу, поэтому и вернулись позже.
Девчат в селе было много, да и молодых вдовушек не меньше, поэтому ребят почти каждый день приглашали на вечеринки.
Был среди них и Пётр, он то сразу разглядел в Аннушке красавицу, а ещё больше ему понравилось, что девушка была боевая, очень красиво пела, плясала. В первый же вечер Пётр пошёл провожать её. Так они стали встречаться. Часто они гуляли по селу, строили планы и были счастливы.
Матери Пётр сначала не очень понравился - старше на семь лет, из большой семьи, не намного богаче их, но когда парень намекнул, что не прочь сватов заслать, подумала, что так, выбирая, можно дочку и старой девой оставить, успокоилась, будь что будет.
Однажды утром Степанида Егоровна сказала Аннушке, что бабы в магазине говорили, что утром рано, выгоняя в стадо коров, видели, как Пётр выходил от Дарьи Бакановой, молодой вдовы.
Аннушка едва дождалась вечера, ей хотелось прямо спросить Петю, как это понимать. Но тот рассмеялся и обнял её:
-Глупышка, за время службы я очень соскучился по женской ласке, я служил на Памире, это так - для здоровья. А тебя я берегу для семейной жизни, после свадьбы ни на одну женщину не взгляну, ты мне веришь?
Она поверила ему и не ошиблась.
Сыграли скромную свадьбу и она ушла жить к мужу. С Петром у них всё было хорошо, но тут другая напасть - у мужа было три сестры, все незамужние, всю работу по дому они постарались свалить на золовку, к вечеру Аннушка прямо с ног валилась, да ещё часто сплетничали матери, наговаривая всякие небылицы про Анну. Как говорится, язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.
Видя слёзы жены, Пётр решил:
-Всё, строим дом, пусть небольшой, но свой, собственный. Потерпи немного, скоро сама хозяйкой будешь. Может, как фронтовику, мне помогут со стройкой.
И действительно, со стройматериалами колхоз помог, а строили сами, где родные, где друзья помогли. Сравнительно быстро у них появился дом, теперь никто не вмешивался в их жизнь, ни с той, ни с другой стороны. Им казалось, что только сейчас у них началась семейная жизнь, только-только они начали узнавать друг друга.
Внешне Аня похожа была на кактус, чуть что, сразу колючки свои выпускает, но это всё показное, а внутри она нежная-нежная. Именно это он и разглядел в ней.
В колхозе не было механика, вот Петра и взяли на эту должность, а что, парень видный, семейный, фронтовик, коммунист. Много работы свалилось на его плечи, за время войны колхоз очень обнищал. Она тоже не сидела дома, пошла работать на свинарник.
Вечером уставшие, но счастливые, они приходили домой. Материальное положение у них улучшилось, и они продолжали обустраивать свой дом, смогли даже матерям помогать (отец у Анны к тому времени умер, а у Петра отец не вернулся с войны).
Через год у молодожёнов родился сын, через два - другой. Радости не было конца. После измены Ивана, Аннушка думала, что уже никогда никого не сможет полюбить, но это случилось, и её отношение к мужу даже любовью нельзя назвать, это что-то было больше, чем любовь, они с ним стали как единое целое, а дети только усилили это чувство.
Оправившись немного от войны, в селе стали чаще справлять свадьбы, ожил народ. А чтобы свадьба прошла весело нужна была музыка, магнитофонов тогда не было, поэтому выручали гармонисты. Петру пришлось вспомнить, что до войны он хорошо играл на гармошке и баяне, купили гармонь, вместе с другом Егором, вдвоём целые свадьбы отыгрывали. Порой, видя, что веселье затихает, Пётр обычно шептал жене:
-Аннушка, а ну, выпей рюмочку, давай веселье организуем.
И в круг выходила Аннушка, сколько она знала частушек, как плясала, хочешь- не хочешь её поддержишь. Весь вечер всё село гудело от звонких песен.
Если у кого-то назревала свадьба или юбилей, они заранее знали, кого звать, все говорили: «Зовите Маркиных, не пожалеете, веселье они вам обеспечат».
Теперь даже незнакомые люди из соседних сёл и деревень приглашали Петра и Анну поучаствовать в свадьбе, так и говорили: «Подарка от вас не надо, ваш подарок - это музыка, песни и пляски».
Прослышав про местную певицу, к Аннушке даже приезжали представители Уральского русского народного хора, приглашали стать их солисткой. Но Анна, посоветовавшись с Петром, отказалась от такого предложения, если бы раньше, пока она была не замужем и не было детей, она бы подумала, а сейчас…
Муж, дети, да и уезжать из любимого села совсем не хотелось, здесь она родилась, выросла, детей родила, что ещё нужно, а за славой она совсем не гналась. А людей веселить она и здесь может. На том и порешили.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Пётр стал болеть и часто лежал в больнице, однажды он оттуда не вышел.
Вновь осталась Аннушка одна, дети живут далеко, сёстры и братья тоже. Женщину постигла участь всех своих сестёр, все, едва перешагнув шестидесятилетний рубеж, остались вдовами.
Зато стали почаще встречаться с Татьяной, дома их особо уже ничего не держало, то Аннушка на недельку съездит к Тане, то Танюша навестит Анну. Истопят баньку, попьют чайку с мёдом, а то и рюмочку-другую пропустят настоечки (Таня такую настойку из ягод научилась делать, ни в каком магазине не купишь). Давно они так душевно не разговаривали, успокаивали друг друга.
-Прошлое нужно помнить, но им нельзя жить, прошлое прошло,- философствовала Татьяна. - Давай поможем детям внуков растить, а дорогих мужей наших никогда не забудем, молиться за них будем.
Как-то Аннушка пожаловалась на здоровье, ноги сильно болят.
-И у меня, - поддержала её сестра. - Мария и Екатерина тоже на ноги жалуются. Что думаешь на это сказал бы наш тятя, помнишь?
-Сказал бы: короче, вся партия бракованная.
И они засмеялись, эти женщины были с того несгибаемого поколения, которое войну выиграло, восстановило всё хозяйство и никакое горе не может сломить их никогда, своих детей и внуков они научит этому тоже.