Несколько лет назад издательство «Махаон», входящее в издательскую группа «Азбука-Аттикус», выпустило совершенно чудесный 800-страничный том «Всё о малыше Николя», включивший в себя 86 иллюстрированных рассказов Госинни и Сампе, составивших в своё время аж пять сборников. Книга вышла под штампом «Мировой детский бестселлер!» и с обязательным указанием на других популярнейших героев, придуманных Госинни: мол, если вы любите Астерикса и Обеликса – полюбите и Николя (тем более он того действительно заслуживает, что подтверждает и кинодилогия, поставленная Лораном Тираром, упрочившая его славу уже в новом веке).
Но оказывается (многие и правда могли этого не знать), свои первые шаги малыш Николя сделал вовсе не на страницах рассказов, публиковавшихся с марта 1959 года, а в журнальных комиксах, выходивших в бельгийском «Ле Мустик» немногим ранее – с 25 сентября 1955-го по 20 мая 1956-го. В новой книге собраны все эти 28 цветных историй, написанных Госинни (тогда он использовал псевдоним Агостини) и нарисованных его другом Сампе (позднее каждый рассказ будет сопровождаться всего тремя-четырьмя его чёрно-белыми рисунками).
Для начала имеет смысл традиционно отметить, что малыш Николя – это, говоря коротко, французский вариант нашего Дениски или американского Чарли Брауна (ещё за компанию вспомним американского же Кальвина, но тот появился уже в другую эпоху). Историки литературы могут, при желании, подробно изучить вопрос и ответить нам, имело ли место в каком-либо случае заимствование или же просто так совпало, что авторы из разных стран более-менее одновременно стали шутить более-менее об одном и том же, хотя необходимость такого рода исследования не столь уж велика. Ведь, как ни странно, в каждой стране рождаются дети и строятся школы – поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что то там, то здесь то и дело сочиняются истории, так или иначе сочетающие эти факторы и рассказывающие о волшебной поре детства не только со снисходительной теплотой, но и с искромётным юмором.
Но чтобы всё-таки сразу снять сравнение Николя с Дениской: рассказы Рене Госинни и Виктора Драгунского необыкновенно разнятся и стилистически, и интонационно, так что рассуждать об их связи можно лишь исключительно в той мере, что авторы поставили в центр своих историй не вполне послушных мальчишек.
Эту разницу подчёркивают и представленные нам комиксы. Они небольшие, всего на страничку, каждый – юмореска, обыгрывающая случай из жизни ребёнка, далеко не всегда понимающего, за что именно ругают его взрослые. Вот, например, подарили ему барабан – но ведь папа ругается с соседом куда громче, чем он на нём играет! Разбитое окно – да, нехорошо, и Николя честно платит из своей копилки за новое – тогда как папа, ослеплённый гневом, сам же разбивает следующее! Или случай с яйцами: Николя-то, отправленный за ними в магазин, ни одного не уронил – а папа и шага не ступил, как запнулся о ковёр и заслуженно остался без десерта! А когда малыш продал старьёвщику вместо газет дорогие книги – так ведь папа сам ему разрешил, не разобравшись!.. Вот и пойми, из-за чего все эти придирки!
Отношения с соседом – мсье Блодюром – постоянный источник сюжетов. Далеко не всегда папа с ним ссорится, напротив – иногда Блодюр предлагает обучить Николя боксу, в другой раз зовёт их сыграть в настольный теннис («Нравится?.. Небось, папаша такими вещами не балует!»), а однажды отец и вовсе просит соседа приглядеть за сынишкой, так как к ним в гости приходит шеф с супругой («А ты знаешь Николя, он обязательно что-нибудь выкинет!»). Когда же Блюдор (так уж вышло) сам же и сломал только что купленный им стол для настольного тенниса (которым он, собственно говоря, и хвастался), Николя остаётся в неожиданном выигрыше, делясь с товарищем своим удивлением: «Ничего не понимаю… Представляешь, Жослен, я свалял глупость, а папа мне леденцов купил!»
Любопытно, кстати, что один из комиксов, где Блюдора вовсе не было, перерос со временем в рассказ, построенный как раз на отчаянном противостоянии двух взрослых мужчин, в душе по-прежнему остающихся мальчишками («Что ты хочешь, – сказал Клотер, – все папы одинаковые. Любят валять дурака, и, если за ними не приглядеть, велик они непременно сломают да ещё и поранятся»). В сборнике приведено два примера такой литературной трансформации.
Производит Николя впечатление и на прочих жителей своего города. «О нет!.. Нет!.. Только не это!!!» – кричит, завидев его, парикмахер (и объясняет своему коллеге: «Малыша Николя ведут стричься!»). В слезах после его визита остаётся продавец обуви, когда, перемеряв все ботинки, мама «наказала» Николя, уйдя из магазина без покупки. А вот хозяин фотоателье свою компенсацию за действия излишне любопытного паренька получил – хотя вместо желанной фотографии сына дома у них теперь стоит портрет самого фотографа («Учитывая цену, которую нам пришлось заплатить за снимок, я намерен оставить его в гостиной!»).
Однако главное «противостояние» малыша – с папой. Который чаще всего хочет одного – покоя, его, как правило, не получая. Даже сверх того: собравшись как-то «спокойно посидеть за кроссвордом после долгого рабочего дня», он в результате ряда событий оказывается… в тюремной камере! И подобный инцидент – отнюдь не единичен.
Вот папа покупает железную дорогу («С такой игрушкой он наконец оставит меня в покое!») – но, сам же не сумев с ней разобраться, после короткого замыкания просит поменять её на воздушный шарик. Вот во время дождя Николя зовёт друзей к себе в гости – и отец из мирного кресла вынужден перебраться с книжкой под зонт на порог дома. Волнуясь же, что Николя лазает по крыше, папа призывает сына поиграть «во что-нибудь безопасное» – но весьма быстро понимает, что предложенный им крокет («Ни синяков, ни шишек!») был удручающе неправильным вариантом.
Достаётся папе порой и с совсем неожиданной стороны – когда, например, пришедший к Николя доктор заодно слушает и мужчину, после чего взволнованно укладывает того в постель, призывая внимательнее относиться к собственному здоровью («Постель, молоко, сухари, вода… Табака ни-ни!»).
Не повезло отцу и тогда, когда он попытался применить педагогический подход – и не стал ругать Николя, разрисовавшего стену в своей комнате. «Психология, дорогая моя, психология, – поясняет он свою реакцию. – Проступок уже совершён… А Николя гордится тем, что он сделал, и, если его отругать, у него будут комплексы…» Однако совсем скоро сын не без торжества зовёт на новую выставку: «Папа! Мама! Раз вам так понравилось, в вашей спальне я нарисовал картину побольше!» (к слову, рисует мальчик совсем неплохо, так что охвативший родителей ужас отдаёт отчасти мещанством).
Другой узнаваемый сюжет – рассказик про поход в кино, ради которого нетерпеливый Николя будит отца уже в пять утра: «Скорей, а то пропустим начало!» Пусть и не так рано, но папа всё-таки выполняет данное обещание, не только злясь («И я ещё должен тратить свой выходной на фильмы для маленьких!»), но и на ходу удивляясь: «Да, я бы очень хотел понять, когда же ты спишь, чтобы капельку отдохнуть!» Итог предсказуем: истомившийся Николя засыпает во время сеанса в кинозале.
А едва ли не самая удачная глава «Приключений малыша Николя», максимально точно ухватывающая детский характер и недостатки свойственной возрасту «оперативной памяти», начинается с того, что Николя выбегает из дома с криком: «Ага, я мигом!» – и тут же отвлекается на майского жука, а затем на игру с другом. Наконец, спустя полчаса, он вспоминает о том, что папа отправил его что-то такое одолжить у соседа, и, сетуя на свою забывчивость, возвращается уточнить, что же именно. «Лестницу!!» – кричит ему в ответ отец, опрометчиво, видимо, решивший поменять лампочку и прискорбно повисший на люстре.
Маме, конечно, тоже порой перепадает, но гораздо меньше. Показателен случай, когда муж позвонил сказать, что «задерживается и будет через четверть часа» (всего-то!). Николя тут же умело нагнетает атмосферу: «А с ним ничего не случилось? {…} Значит, с ним всё в порядке? Не как с папой Сильвена, который споткнулся и сломал ногу? {…} И не как с тем дядей из фильма, которого убили бандиты?» – и в результате прежде совершенно спокойная мама встречает супруга в состоянии, уже близком к истерике: «Тебе не стыдно устраивать мне такие жуткие испытания?»
В другой раз она гордится одновременно и своими, и сыновьими успехами: «Смотри, какой молодец!.. Мне удалось увлечь его книгами, теперь он читает без остановки!» Однако когда Николя принимается пересказывать сюжет прочитанной им книжки посреди магазина, куда они пришли в поисках скидок («Это печальная история про одного очень несчастного мальчика, который всё время плакал и громко кричал: “Я замёрз!.. Я есть хочу!.. Я совсем больной!!”»), вызывая тем самым негодование не разобравшихся в сложившейся ситуации обывателей («Какой позор!.. Бедный малыш умирает с голоду. А мать покупает шмотки!» – «В таких случаях надо звонить в полицию!»), опозоренная женщина решает, что с чтением её малышу можно пока и повременить.
Разумеется, это её решение не следует распространять на наших детей, особенно когда в их руках оказываются такие же замечательные книги, как эта.
«“Малыш Николя” – это прежде всего история дружбы,– отмечает в своём коротком предисловии Жан-Жак Сампе. – Рене никогда бы не создал его без меня, но что самое главное, я никогда бы не создал его без Рене. Мы были настоящими единомышленниками». Судя по тому, как каждый из них начинает свою автобиографию («Я родился 14 августа 1926 года в Париже и почти сразу начал расти, – пишет Госинни. - Назавтра, 15-го, был выходной, но мы никуда не вышли»; «Когда я был маленьким, галдёж был для меня единственным развлечением», – вторит ему Сампе), это действительно так. Окончательно взрослыми они так и не стали, что и позволяет придуманному ими малышу Николя по сей день оставаться великим героем, бережно хранящим нашу общую всемирную память о детстве.
#РенеГосинни #ЖанЖакСампе #МалышНиколя #комиксы #книгидлядетей #детскиекниги #книгипрошколу #смешныекниги #классика #рецензиянакнигу
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Астерикс из Галлии» и «Золотой серп» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс-гладиатор» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс: Большая петля» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс: Поединок вождей» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс в Британии» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс-легионер» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс: Щит арверна» Рене Госинни и Альбера Удерзо
«Астерикс: Папирус Цезаря» Жан-Ива Ферри и Дидье Конрада
«Астерикс и "Транситалика"» Жан-Ива Ферри и Дидье Конрада
«Кальвин и Хоббс» Билла Уоттерсона: «Все дни забиты до предела»
«Кальвин и Хоббс» Билла Уоттерсона: «Здесь повсюду сокровища!»
25-й анонс «Бумажных комиксов»: пять новых книг (морские и киберпираты, Бэтмен и малыш Николя)
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!