Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 5. «Из писем друзьям…». Тексты 51-100

51. …Все преподаватели, конечно, хорошо знают, что приход пенсионного возраста в педагогике неизбежен, который, кстати, часто, совсем не совпадает с физическим возрастом человека. Но, что удивительно здесь: так как этот возрастной приход кажется нам ещё не близким, то, обычно, никто из нас о нём серьёзно и не задумывается. А зря… Более того, есть в музыкальных школах преподаватели, которые столь скупы на расход своих знаний, умений и опыта для учеников, как будто они собираются работать в музыкальной педагогике лет 300. Конечно, есть и другие, которые столь расточительны в своих талантах и достоинствах, как будто они собираются умереть в жизни и профессии завтра…

52. …Каждый преподаватель, если он не «снулая рыба», конечно может разозлиться в школе, – что, в принципе, всегда легко делается в ней. Совсем другое дело, разозлиться в школе на того, на кого это необходимо сделать, и настолько, насколько это необходимо, и тогда, когда это действительно нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно… А это – уже педагогическое искусство, которое не запросто даётся каждому из нас…

53. …Большинство педагогических ошибок в школе совершается, обычно, из-за стремления преподавателя к профессиональному избытку в обычном ученике, а не из-за освоения им только первичных и базовых исполнительских навыков, умений и музыкальной культуры в целом, т.е., вещам первой необходимости в сфере начального музыкального образования. Ведь давно существует совершенно неоспоримое суждение в музыкальной педагогике, что лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо, неряшливо и без вкуса в десять раз большее…

54. …Надо «с младых ногтей» очень серьёзно относиться к существующим пропорциям духовного и профессионального в себе, ибо кто движется вперёд исключительно в профессиональном направлении, но отстаёт в духовности и нравственности, тот, скорее, идёт в жизни и профессии назад, чем вперёд…

55. …Кто в школе интересуется, почему вам приятнее работать в ней с красивыми и одухотворёнными коллегами, тот, очевидно, просто слеп и глуп…

56. …В настоящее время, и очевидно из-за выгод связанных с социально значимым общественным положением или с невидимыми дивидендами от приближения к муниципальной администрации, или просто с желанием нахождения у власти школой и др., но немалое число преподавателей желают и тайно мечтают обладать для себя местом директора, будто тот, кто стоит во главе школы, получает вместе с должностью цветущее здоровье, деньги, почёт и пр., хотя ни того, ни другого, ни третьего часто в этой должности нет...

57. …Одни преподаватели в школьной педагогике похожи на вполне самодостаточные числа, но бывают среди них и такие, которые как нули: им всегда необходимо ощущать и видеть, чтобы впереди них были другие цифры… Только тогда они обретают для себя смысл и значение дела, которым занимаются в школе…

58. …Педагогическая глупость бывает настолько непроходимой и замшелой, что её невозможно рассмотреть до дна и в полном объёме. От глупости преподавателя никогда не рождается никакого положительного отзвука ни от ученика, ни от его родителей, ни от коллег; она всё разумное и дельное в школе поглощает без возврата, непрерывно чавкая и пачкая всё кругом, как свинья…

59. …Когда вы захотите всегда быть только первым в школе, то будьте им, но знайте, что скорее всего вы умрёте в ней для многих коллег гонимым как изгой и выскочка. Подражая же большинству коллег в школе вы, возможно, и будете работать в ней более счастливо, но жить в ней вы будете для себя круглым идиотом… Так что выбирайте для себя наиболее удобную модель поведения в школе…

60. …Истинный музыкант – это всегда исследователь, мечтатель и обладатель художественного вкуса, а кто таковым не является, тот называет себя практиком, т.е., преподавателем по классу какого-либо музыкального инструмента…

61. …Обучение ребёнка в музыкальной школе – это почти всегда гражданское соглашение между родителями ученика и школой, условия которого родители нередко пересматривают дома и утверждают его для себя заново; преподаватель часто бывает здесь лишним…

62. …Для того чтобы стать свободным и счастливым в своей профессии, вы должны пожертвовать учебно-образовательными штампами и клише, рождающими скуку и общую серость в обучении. Правда, не всегда легко такую жертву принести…

63. …Каждый из нас должен профессионально и преимущественно браться в музыкальном образовании только за то, что для нас возможно и что для нас достойно…

64. …То, что мы, обычно, видим или слышим кругом, – это всё-таки наше собственное осознание увиденного или услышанного. Другие, смотрящие и слушающие то же самое – как правило, осознают воспринимаемое по другому и различно. И это не парадокс и не абсурд, а естественная закономерность, о которой преподавателю забывать никак нельзя ни при каких обстоятельствах в школе…

65. …Единственное, что имеет значение в конце нашего пребывания в профессии – это то, насколько справедливо и честно мы работали в школе и каким было качество нашей работы в ней…

66. …Жизнь человека, как таковая, совсем не требует от нас, чтобы мы были последовательными или терпеливыми, жестокими или добросердными, внимательными или легкомысленными, сердитыми или безразличными, разумными или бездумными, и т.п. Жизни, вообще, – подобные человеческие состояния безразличны; она их не видит, не слышит, не знает и не понимает. В то же время, и особенно, наша профессиональная жизнь требует от нас, чтобы мы всё-таки осознавали и понимали последствия каждого своего педагогического выбора и ответственность за это. Правда, при каждом новом выборе мы рискуем как прежней жизнью ребёнка в школе, которая у него была до педагогического выбора, так и своею как-то сложившейся педагогической жизнью. И такой риск будет возникать при каждом новом выборе…

67. …Если профессиональное счастье преподавателя в школе зависит от того, как ведут себя другие в ней, то тогда, пожалуй, у него действительно есть проблемы, и они находятся внутри него. Например, если преподаватель зависим от того, насколько коллеги интересуются тем, что он делает в классе – это означает, что в данном случае, педагогическое счастье отдельного преподавателя зависит от кого-то другого… Или нет?..

68. …Не следует бояться расставаний со своими выпускниками. Этому нам надо научиться хотя бы и для того, чтобы можно было время от времени освобождать учебные места в классе для новых учеников себе…

69. …Ну, милая моя М.И! Директора школ и так круче нас. И если у них при этом есть ещё и чувство юмора, – нам в школе вообще крышка… Вот так…

70. …Имейте в виду, что интересуясь мнением директора школы, вы всегда рискуете его услышать, а услышав, вы, вполне возможно, должны будете с ним считаться, а посчитавшись с ним, вы можете потерять своё лицо, а потеряв лицо – мы, как правило, совершенно вычёркиваем себя из достойной педагогической жизни...

71. …Дорогой Ванваныч! Конечно, директор и педагогическая истина в школе должны быть нам дороги и уважаемы нами. Однако, священный долг преподавателя, т.е., наш с вами, всегда велит педагогическую истину в школе ставить выше всего... Не иметь это в виду – большая ошибка в деятельности любого настоящего преподавателя…

72. …Что касается методических работ, то ваша методическая работа будет хороша, если вы в ней будете говорить только то, что должно в ней быть по теме, и так, как должно быть профессионально изложено. И тогда ваша работа может стать почти совершенной, если она будет искренняя и написана вами с любовью к профессии…

73. …Природа даёт нам в руки кроме здоровья ещё и мощную моральную силу, но мы, порой, забываем использовать эту силу в себе или пользуемся ею бездумно и без пользы. Поэтому, преподаватель без достаточных нравственных устоев, запросто может оказаться существом и безответственным, и дикарём, и низменным в своих инстинктах… И как верно отметил Ф. Бегбедер[5], ведь «Мораль – она, может, и занудная штука, но пока что лучший способ отличить добро от зла»

74. …Существует закон сохранения энергии (ничто не исчезает бесследно и ничто не берётся из ничего), который прямым образом работает и в педагогике. Но оценить профессиональный результат, или насколько велики были педагогические потери и приобретения при этом, преподаватель может понять лишь спустя значительное время…

75. …За всё в жизни приходится платить, в том числе и за свою приобретаемую или уже имеющуюся в чём-либо свободу. Например, преподавателю за творческие успехи с учениками – приходится терять часть своей свободы. А между тем, успехи-то ученика могут быть всего лишь перманентными, а не абсолютными, и они своим содержанием жизнь преподавателя дополнительно не улучшают, а вот зависимости от ненужного внимания, телефонных звонков по этому поводу или принятых на себя обязательств – заметно прибавляет. Так что личная свобода, свобода права, свобода выбора – это, пожалуй, самое важное, что бывает у человека вообще…

76. …Как известно, первые наши слова с собеседником дают направление всему дальнейшему разговору. От выбора тональности зависит весь строй музыкальной пьесы. Ну, а ваши первые человеческие и профессиональные поступки и действия в новом для себя педагогическом коллективе, вне всякого сомнения, обусловят всё ваше дальнейшее пребывание в школе. И, между прочим надо заметить, что в коллективе мы всегда будем оставаться в той самой маске, в какой появились в нём первый раз. Более того, каждому из нас приходится в разных сферах носить самые разнообразные маски. Так уж, в большинстве своём, мы устроены…

77. …Надо сказать, иной раз кажется, что у некоторых наших коллег в музыкальной школе, среди всех ощущений, которые люди обычно называют наслаждениями, есть только одно, достойное такого названия, и оно заключается в том, что возникает оно только при созерцании ими страданий другого коллеги…

78. …Ув. Мариванна! Пусть в музыкальной школе существует и страх – это негативное ощущение, возникающее из представления о грядущем наказании или зле, которые могут причинять ученику и его родителям учебно-образовательные неприятности и неудобства. Правда, надо иметь в виду, что этот педагогический рычаг следует применять в педагогической практике крайне осторожно и осмотрительно. И кроме того, надо помнить, что учащиеся, обычно, боятся не всех страхов, а лишь тех, что могут причинить им страдание, огорчение или испуг только сейчас, здесь и немедленно... Всё, что отдалено во времени по возмездию – они не могут осознавать физически…

79. …Естественно, что если любовь преподавателя к детям формальна, то она – игра в соучастие, без биения сердца, фальшивый разговор на уроке, обратный тому, чего нет в его душе и что он не чувствует. В сущности, это уже не любовь вовсе – это педагогическое жульничество. И в этом смысле, любить или делать вид, что любишь учащихся – ну какая, собственно говоря, разница для того преподавателя, которому удаётся обманывать даже самого себя в профессии? Или это не обман?..

80. …Очень похоже, что все разговоры с коллегами о каком-то высоком педагогическом призвании или ответственейшей миссии преподавателя в школе и т.п. – это всё пространные разговоры о самих себе любимых в педагогике, не больше. А между тем, мы должны просто работать в классе, мы должны делать своё педагогическое дело максимально профессионально, как художник, композитор или писатель работают над своими произведениями…

81. …Если вы хотите увидеть свою педагогическую жизнь в новом качестве, то поверьте в собственные силы, в то, на что вы имеете право в профессии и школе, в то, чего вы способны профессионально достичь в них. И пока вы не начнёте жить этими убеждениями, дышать ими, пока они не превратятся в часть вас как личности, вы будете продолжать пользоваться плодами своей прошлой педагогической жизни, которые, естественно, будут весьма отличаться от того, чего вы действительно хотите увидеть от себя в будущем. Только поверив в себя можно такую задачу решить для себя…

82. …Мы часто делаем в профессии то, чего нам не нужно или мы не хотим делать и, как следствие, получаем незначащий для себя педагогический результат. Однако, всегда разумнее поступать следующим образом: если вы желаете себе духовного богатства, – сосредоточьтесь на идее этого богатства. Если вы желаете себе психической устойчивости, – сосредоточьтесь на ней. Если вы хотите для себя педагогического счастья, – сосредоточьтесь на добывании такого счастья для себя. То есть, реализуя для себя эти рекомендации, можно действительно получить то, на чём сосредоточивались и чего желали для себя…

83. …Является ли каким-то особым секретом школьной педагогики умение преподавателя возвращать добро? Конечно, нет! Раздавайте его детям, и всё! Ведь если преподаватель в школе будет творить учебно-образовательное добро так долго, что это станет у него бессознательной привычкой, то все другие участники учебного процесса и окружающие коллеги станут оказывать ему поддержку во всём, что бы он не задумывал творчески в классе...

84. …Многие преподавательницы всю свою жизнь в школе ждут гениального ученика, и крепко вбив себе этот образ в голову, часто остаются в ней педагогическими неудачниками, остаются «старыми девами и мегерами» в профессии. Между тем, счастливыми и удовлетворёнными работой в школе, их могут сделать только ученики далёкие от совершенства и гениальности, и которых в мире – 99,9%...

85. ...Многоуважаемая N! …Вся эта беспокойная педагогическая жизнь – как мобильный телефон: везде трень-динь-брень… А стоит ли это треньканье того, чтобы переживать и волноваться так, будто нам должны позвонить последний раз в жизни или из администрации президента с прелюбопытнейшим предложением? Понятно же, что если мы действительно кому-то нужны, то найдут нас непременно, даже под землёй, а сидеть всё время на каком-то крючке и беспокоиться – это уж слишком… Так что, в школе: поменьше суеты с подобным трень-динь-бреньканьем, а не в ней – занимайтесь этим сколько вашей душеньке будет угодно, и как все…

86. …Конечно, преподаватель привыкает работая в классе к тому, что он одинок в нём. Но стоит ему нарушить это профессиональное одиночество, хотя бы на две недели, как ему снова приходится привыкать к нему...

87. …В своей педагогической жизни мы можем найти свой профессионализм, оправдание себе, а можем укрепление собственного здоровья. Мы можем найти дружбу или любовь, понимание или уважение, приключение или конфликт. Т.е., мы всегда создаём свою педагогическую жизнь силой своего собственного выбора в своих же предпочтениях…

88. …Обычно, коллеги будут соглашаться с вами, как автором методического исследования, или слишком поздно, когда вы уже отступитесь объяснять им что-либо, или слишком рано, когда вы им ещё ни о чём и не сказали... Поэтому, подобную коллегиальную особенность любого педколлектива вам надо обязательно и всегда иметь в виду…

89. …Чем больше вы в школе будете работать не размышляя, тем более сильной станет ваша уверенность, что профессионально вы знаете куда как много. А если станете работать в школе размышляя, то тем яснее вам будет видно, что ваши профессиональные знания ещё очень малы…

90. …Можно долгие годы искать что-то или кого-то в профессии, но в конце концов прийти к выводу, что на самом деле, ничего и никого искать-то и не нужно было, кроме самого себя в ней…

91. …Если какой-то ученик не может быть счастливым именно в вашем классе, нет смысла тратить свои душевные силы, знания и опыт в попытке изменить его взгляд или разрешить его проблемы. Помните, что есть много других учащихся, которым вы сумеете дать и радость, и счастье учебного общения через музыку с вами. Т.е., если обучение такого ребёнка не приносит и вам удовлетворения, то не цепляйтесь за него...

92. …Если директор-дама говорит вам в школе «нет», то это часто всего лишь означает «может быть…». Если же она говорит вам порою в школе «может быть», то это, по сути, означает часто «да…». Но когда директриса сразу говорит преподавателю «да», то это выглядит, по крайней мере, странным и вызывает подозрение, что говорящая так директриса – это совсем не дама…

93. …Вы должны изначально понимать, что как трудно изменить себя самого, так не менее трудно изменить и других; наши возможности в этом – всегда ничтожны...

94. …До шестидесяти лет преподаватель всё-таки должен жить больше для учащихся, и только после шестидесяти – немножко и для себя...

95. …Может быть, в действительности, мы учим совсем не тех учеников до той поры, пока не встретим того единственного, о котором мечтали для себя? Неужели для того, чтобы, когда это всё же случится в нашем классе, мы можем быть кому-то благодарны? Но кому, и за что?..

96. …Когда преподаватель совершает тот или иной высокопрофессиональный, но единичный поступок в школе, то он ещё не высокопрофессиональный преподаватель. Преподаватель высокопрофессионален лишь в том случае, если этот способ поведения в профессии является для него постоянной чертой его педагогического стиля. Тогда мы все говорим в школе – это педагог-мастер…

97. …Тот коллега, кто просит совета в школе, – конечно глупец, а тот, кто его даёт, – показывает пример бездумной самонадеянности... Между тем, давно известно, что советовать можно и лучше всего лишь в тех делах, в которых и сам советодатель собирается принимать участие…

98. …Нет ничего опаснее в школе, чем коллега-дурак, который, кроме всего прочего, изображает ещё из себя и умного преподавателя...

99. …Вы сами подумайте! Если бы утром не вставать, стремясь к новым школьным радостям, и если бы каждый вечер не оставлял никакой надежды на улучшение качества нашей жизни с завтрашнего дня, то тогда, действительно, стоило бы и не вставать, и не ложиться, и не одеваться, и не раздеваться… Да что скромничать? – и вообще не жить!..

100. …Преподавателю, вне зависимости от того, о чём он профессионально мечтает в данный момент, надо начинать над этим работать и всё! И тогда в жизни преподавателя начинают происходить самые настоящие чудеса и невероятные вещи; педагогические мечты начинают сбываться!..

[5] Фредери́к Бегбеде́р (1965-) – французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор.