Вы когда-нибудь задумывались, что случится, если метрополитен будет случайно обесточен? Например может произойти поломка на линии электроснабжения, или вообще будет обесточен целый район мегаполиса, то как тогда будет запитываться метро? Неужели пассажиры останутся в обесточенных, тёмных и обездвиженных вагонах глубоко под землёй?
На самом деле если метро просто взять и отключить от городской энергосистемы, то пассажиры даже не узнают об этом. О случившемся первыми узнают диспетчеры, а вот пассажиры узнают об инциденте только из лент новостей. Потому что в каждом метрополитене существует аварийная автономная система электроснабжения всех веток.
Мы расскажем и покажем вам, как устроен один из узлов, который в любой момент готов обеспечить подачу электроэнергии на случай отключения метрополитена от электричества.
И начнём мы сразу с дизель-генераторов.
Как можно видеть, их тут пять штук, и сейчас они не работают. Мощность каждого такого V-образного 12-цилиндрового турбодизеля составляет 1600 л. с. в непрерывном режиме работы. Каждый такой мотор приводит во вращение трёхфазный генератор мощностью 1 мегаватт. Соответственно доступная от этой подстанции аварийного электроснабжения мощность доходит до пяти мегаватт.
Именно от этих генераторов будут запитаны все системы метрополитена на случай внезапного его отключения от городского электричества.
Что же касается самих дизелей, то они получают топливо от ёмкостей с соляркой, которые стоят здесь же.
Топливные электронасосы высокого давления нужны для подачи дизтоплива из этих резервуаров в дизель-генераторы.
Но зачем такая большая мощность?
Всё дело в том, что одна такая подстанция берёт на себя сразу несколько станций метро и обеспечивает электричеством сразу несколько веток. Так что в случае отключения от городской сети, вагоны метро даже не сбавят ход.
Но подождите, дизель-генераторы же долго разгоняются. Им нужно несколько минут, чтобы выйти в на режим выработки номинальной электрической мощности.
Всё так. И учитывая это, переходим в аккумуляторный зал. Как можно видеть, в этом помещении находятся аккумуляторные батареи, и их здесь много.
Это так называемый источник бесперебойного питания (ИБП), который построен на щелочных железнодорожных аккумуляторных ячейках. И они непрерывно заведены на заряд и на разряд. Этим процессом управляет контроллер.
В случае обесточивания линий метрополитена, эти аккумуляторы в ту же секунду начнут выдавать постоянный электрический ток.
Он пойдёт на инверторы, которые превратят все эти мегаватты мощности в переменный трёхфазный ток, который разойдётся по силовым линиям метро.
И все эти батареи нужны только лишь для одного - чтобы упомянутые выше дизель-генераторы вышли на рабочий режим генерации и взяли на себя нагрузку. Как только это произойдёт, аккумуляторы будут отключены и снова перейдут в режим заряда.
Вся эта сложная и дорогая система регулярно испытывается на предмет исправной работы в то время, когда метро для пассажиров закрыто. Так что если метрополитен будет по какой-то причине обесточен, эта система сработает так быстро, что вы и глазом моргнуть не успеете.