Очень щекотливая это тема для многих... Но спешу вас уверить, дорогие родители - она ТАКАЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС! Для ребёнка вопрос откуда он взялся - по значимости подобен многим другим, вроде "Почему мама боится таракана?" или "Зачем человеку такие уши?". Дитя просто познаёт мир, в котором ему, между прочим, дальше долгие годы жить.
Поэтому, совет - не драматизируйте. Чем больше вы показываете ребёнку, что эта тема особенная; краснеете, бледнеете и юлите, тем больше ваш сын или дочь начинают по этому поводу "копать вглубь, чтобы добраться до сути".
Итак, чего делать нельзя:
1. Нельзя начинать ребёнку рассказы, если у него не появился интерес к этой теме.
Весьма странно выглядит желание отца поведать сыну о половых отношениях, если ребёнку это не нужно. Это, скорее, комплексы и проблемы отца. Не стоит их отрабатывать на сыне.
2. Нельзя рассказывать страшилки.
Одна моя знакомая сказала сыну, что его отец "оторвал ей то, что ниже пояса", когда ребёнок увидел случайно у мамы менsтруацию.
Ни в коем случае нельзя детям сочинять страшные истории, которые касаются половых отношений или полового развития.
3. Не стоит отшучиваться, смеяться.
"Подрастёшь - поймёшь", "Много будешь знать - скоро состаришься" и прочие уклончивые образцы народного творчества подрывают доверие ребёнка. Он делает выводы, что с этим вопросом (а, возможно, и всеми остальными) к родителям подходить бесполезно. Искать правды надо в иных местах.
4. Нельзя стыдить или ругать ребёнка за подобные вопросы.
В этом случае получается, что ребёнок получает негативную реакцию за своё естественное любопытство и, опять же, за доверие, которое он проявляет к родителям. Это, по меньшей мере, жестоко по отношению к сыну или дочери.
5. Нельзя передавать фантазии
Принёс аист, купили в магазине, нашли в капусте (под ёлочкой)... и все иные чудеса - странный вариант. Не стоит врать.
"Но эти варианты подкреплены многовековой практикой! Мои родители мне так и говорили, а их родители - тоже",- возразят многие.
Однако, наше общество развивается; педагогика и психология, как и другие науки, тоже динамичны, не стоят на месте. И если посмотреть на то, как воспитывали детей наши предки, любой человек способен заметить разницу. Почему же тогда в вопросе полового воспитания родители до сих пор пользуются "проверенными" методами? Пожалуй, у меня есть ответ на этот вопрос. Потому, что так проще. И, возможно, потому, что не знают, как по-другому.
А тем временем:
- Психологами давно установлено, что говорить с ребенком нужно как со взрослым, но с «поправкой» на возраст. Это поможет построить доверительные отношения в семье.
- Такие важные вещи лучше узнавать от родителей, а не от сверстников, которые могут неправильно объяснить или же просто выдумать историю, а подобные рассказы останутся с малышом травмой на долгие годы.
- Честно рассказанная история даст правильное представление о мире и успокоит детское любопытство.
Как же это делать можно и нужно?
Вопрос "Откуда берутся дети?" родители услышат от ребёнка не один раз, на каждом этапе его взросления. Поэтому и отвечать на него нужно честно и просто, учитывая возраст малыша, а так же его запрос (что конкретно интересует на данный момент).
1. До 3 лет ребёнку, как правило, ещё не интересны вопросы о его происхождении. Да и речи нет, как таковой. Но в любом случае можно всегда говорить, что сын или дочь для вас очень любимы, желанны; рассказывать, как вы его долго ждали и очень рады его появлению.
2. С 3 до 7 лет вопросов уже не избежать))) Родителям нужно просто настроиться, быть готовыми к ним. В этом возрасте дети уже обращают внимание на беременных женщин, видели фото мамы, когда в животике малыш. Иногда в семье уже ждут и второго ребёнка, и это уже не скрыть от первого.
Малышу становится интересна практическая сторона вопроса - если ребёнок внутри, то как он туда попал? Можно озвучить примерно такую историю (в которой на первом месте будет обязательно любовь двух взрослых людей): " Когда мама и папа встретились, они много общались, вместе отдыхали и полюбили друг друга. Им хотелось никогда не расставаться, они стали вместе жить. Когда люди любят друг друга, то им нравится обниматься, целоваться, они очень близки. У взрослых мужчины и женщины есть специальные клеточки, которыми они обмениваются. Когда такие клетки сливаются, в организме женщины начинает развиваться ребёнок. Так было и у мамы с папой. Ты развивался сначала у мамы внутри, а потом доктор помог тебе появиться на свет".
Примерно так мне рассказывала моя мама, правда она говорила не о клетках, а о семечке, которую мужчина передаёт женщине)))
Можно показывать детям снимки УЗИ, читать мамин "Дневничок беременной", смотреть семейные фото и видео, на которых первые дни жизни малыша.
Если пытливый ум ребёнка требует больше, то можно аккуратно начинать разговоры об анатомии. Об этом ниже.
3. 8-10 лет. В этом возрасте (или немного раньше, если есть запрос от ребёнка) можно знакомить ребёнка с физиологической стороной деторождения. Лучше всего выбрать для этого хорошую адаптированную книгу. Обязательно необходимо проверить, что автор её - медик, педагог или психолог, ознакомиться с квалификацией автора. Изучение таких книг должно быть совместным, потому что уже в процессе чтения у ребёнка будет появляться много новых вопросов. Идеальный вариант, чтобы сыну читал отец, а дочери - мать. Стоит рассказать ребёнку о том, как совсем скоро начнёт изменяться его тело (или уже меняется), о вторичных половых признаках.
4. Старше 11 лет. Ребёнок активно социализируется, общается со сверстниками и открывает для себя множество источников информации. Наверняка, он и сам уже будет искать интересующую информацию по вопросу. Но родителям не стоит полагаться на самостоятельность сына или дочери, стоит убедиться, что ребёнок правильно понимает всё то, что происходит в его половом развитии; интересоваться, что думает подросток о своих будущих отношениях. Годам к 13-14 становятся важными и вопросы контрацепции. И всегда стоит говорить ребёнку о том, что рождение ребёнка - очень важный, очень значимый шаг для любого человека, что нужно быть готовым к этому психологически и материально.
Самая настоящая и искренняя радость в жизни каждого родителя - это дети! И очень большая честь и великое счастье - открывать им этот мир. Вы словно берёте нежную ладошку в свою руку и вместе идёте вперёд. Поэтому желаю всем родителям не отдавать никому это счастье - стать для своего ребёнка проводником в жизнь.
Надеюсь, моя статья стала актуальной и полезной для вас. Спасибо за внимание к моему каналу.
#воспитание детей #семейное воспитание #половое воспитание #психология детства