Киноиндустрия – забавный бизнес. Любая отрасль, связанная с искусством, сразу становится зависимой от компромиссов и субъективностей. У фильмов есть широкий спектр субъективных критериев для оценки успеха, например, прибыль или восторженные отзывы зрителей.
В мире большого кино есть действительно великие фильмы, которые оставили свой отпечаток как в сердце зрителя, так и в киноискусстве в целом. Но что если я скажу, у некоторых из великих работ тёплый зрительский отпечаток соседствует с мрачным воздействием на искусство и мир кино? Давайте посмотрим на такие примеры поближе.
Приятного чтения!
Алладин
До появления «Алладина» успех анимационных фильмов не зависел от знаменитых актёров озвучания. Анимационная индустрия была, по сути, суверенным островом, который лишь немножко граничит с Голливудом. Успех Робина Уильямса в роли милого джинна был настолько впечатляющим, что Голливуд начал приглашать в анимационные фильмы как известных комиков, так и просто знаменитостей.
Сегодня практически невозможно представить анимационный фильм, в котором не было бы звёздного состава. Вспомните того же «Шрека», в котором героев озвучивали сплошные звёзды. С одной стороны, зрителям, которые смотрят фильмы в оригинале, приятно слышать знакомые голоса, но с другой, за бортом остаются опытные ветераны озвучания, у которых нет подобной популярности.
Мстители
Идея «Мстителей» настолько проста, что в неё никто и не верил.
То есть в смысле они хотят собрать в одном фильме нескольких персонажей из мира комиксов?
Супергеройское кино в те годы лишь прощупывало свой путь, поэтому отдельные проекты как правило фокусировались на отдельном персонаже (Человек-паук, Бэтмен и так далее). Да, были исключения в виде «Людей-Икс», но по масштабу с «Мстителями» они сравниться не могли.
И «Мстители» выстрелили, и киновселенная Marvel сегодня процветает в том числе благодаря этому фильму. Проблема в том, что многие студии начали работать над аналогом киновселенной, но ни у кого не получилось даже близко приблизиться к ней. Самый яркий пример связан с конкурентами Marvel – DC, которых бросает из стороны в сторону. Они клепали фильмы низкого, по мнению многих зрителей, качества, желая успеть запрыгнуть в уходящий вагон, но ничего не вышло. Зрители, которые мечтали увидеть героев DC на большом экране, завистливо посматривают на Marvel, у которых сегодня всё прекрасно.
Гарри Поттер
Можно по-разному относиться к экранизациям «Гарри Поттера», но в целом все восемь фильмов получились плюс-минус достойными. Успех фильма заставил различных издателей шерстить книжный мир на поиски другого молодёжного фэнтези, которое сможет прийти на смену приключениям Гарри.
В результате появилась целая орда не самых качественных фильмов – «Перси Джексон», «Сумерки», «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры», «Дивергент» – все пытались если не сместить Гарри Поттера, то хотя бы встать с ним в один ряд, но не смог никто.
Другой созданный «Гарри Поттером» тренд заключается в разбивке фильма на две части. «Сумерки», «Голодные игры», «Дивергент» – все они приняли «гениальное» решение повторить за «Гарри Поттером» и разбить последний фильм серии на две части, вот только если «Дары» получилось разбить очень органично, то здесь создатели, по мнению многих зрителей, преследовали лишь одну цель – растянуть серию и собрать побольше денег.
История игрушек
Когда в далёком 1995 году вышла «История игрушек», она не только покорила сердца многих зрителей, но и изменила весь мир анимации. Конец 80-х ознаменовал появление в будущем полностью CGI-фильмов, и «История игрушек» стала одной из первых таких работ.
После кассового успеха творения Pixar развернулась настоящая гонка технологий, в которой студии один за другим представляли на свет CGI-фильмы. Последствия этой гонки ощущаются и сегодня, поскольку традиционная двухмерная анимация полностью вышла из моды во многих западных странах. Собственно, после выхода «Истории игрушек» практически ни один 2D-мультфильм не окупился в прокате. Можно сказать, в последние годы их создают лишь самые отважные и преданные своему делу аниматоры.
Звёздные войны
«Звёздные войны» подарили нам не только захватывающую историю о джедаях и далёкой-далёкой Галактике, но и раскрыли всего миру бесконечный потенциал мерчандайзинга. Джордж Лукас, создатель «Звёздных войн», стал мультимиллионером, и баснословные деньги ему принесли не доход с фильмов, а продажи различного мерча по созданной им вселенной.
Голливуд взял это на заметку и начал включать в фильмы или сериалы элементы, у которых единственная задача – казаться милыми, дабы хорошо продать себя в будущем. Далеко ходить не надо – сериал «Мандалорец» и появление в нём Малыша Йоды, который оказался для Disney настоящей золотой жилой.