Найти тему
Журнал "Лучик"

Почему мы говорим «Бог Троицу любит»?

Оглавление

С точки зрения религии эта поговорка абсурдна. Но почему мы так говорим, когда собираемся совершить какое-нибудь действие в третий раз подряд?

Например: водитель пытается завести автомобиль, в котором подсел аккумулятор. Поворачивает ключ в замке зажигания – не заводится. Поворачивает ещё раз – не заводится.

Долго это делать нельзя – можно залить свечи, сжечь стартер… (Специалисты поправят, если что не так.) Но всякий живущий в России водитель обязательно попробует сделать это в третий раз! В четвёртый раз не будет, но уж в третий – «Сам Бог велел»! А вдруг получится? Ведь «Бог Троицу любит»!

Что это, суеверие? Может быть. А может, нет...

Что такое диалогическое мышление

В экологии существует закон: «Для жизни нужны двое». Не бывает экосистем, состоящих из живых организмов только одного вида. Ни один организм не может существовать лишь в комфортном окружении себе подобных. Только во взаимодействии с организмами другого вида. Обязательно – ДРУГОГО!

А теперь смотрите, что говорил великий русский философ Михаил Бахти́н о человеческом мышлении:

«Быть – значит общаться диалогически. Один голос ничего не решает. Два голоса – вот минимум жизни, минимум бытия».

Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975)
Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975)

Оказывается, мышление подчиняется тому же закону! Чтобы возник процесс мышления, у нас в голове должен происходить диалог.

Давайте посмотрим, как выглядит процесс нашего мышления (причём именно в тот момент, когда оно ВОЗНИКАЕТ).

Зима, светает поздно. Вы спите. Вашего сознания нет. И вдруг…

1-й ГОЛОС:

А? Что? Уже утро?

2-й ГОЛОС:

Нет, только не это! Ещё ночь, ночь!

1-й ГОЛОС:

Утро... Татьяна чайником на кухне гремит...

2-й ГОЛОС:

О не-е-ет… А может, на работу не ходить?

И так далее. Всё это, конечно, происходит в тысячу раз быстрее, чем мы читали, но происходит – наше сознание всё время находится «в диалоге» само с собой. Вот почему наше мышление «диалогическое».

Появляется третий…

А теперь представьте, что в ситуации, когда вы проснулись и не понимаете, ночь сейчас или утро, никто не гремит чайником. Пора вставать или нет – как понять?

Внутренний диалог «зависает»: первый голос говорит «утро», второй – «ночь», первый – «утро», второй – «ночь»… Что придётся сделать в таком случае?

Посмотреть на часы! Или пихнуть локтем жену: «Тань!.. Сейчас ночь или утро? Вставать не пора?» Шутка, конечно, но вообще такой выход возможен.

Оказавшись в затруднении, мы обращаемся за помощью… к третьему! К Тане или к часам, не важно.

То же самое происходит, когда неразрешимый спор возникает между двумя людьми: они обращаются к третьему – к судье. Даже выражение есть такое – «третейский суд». То есть – суд третьего.

Художник Евгений Демаков. «Суд Соломона». Помните, как царь Соломон разрешил спор двух женщин о ребёнке? Как типичный «Другой», находящийся над ситуацией...
Художник Евгений Демаков. «Суд Соломона». Помните, как царь Соломон разрешил спор двух женщин о ребёнке? Как типичный «Другой», находящийся над ситуацией...

Третьим может быть кто или что угодно. Общество («Что об этом скажут люди»), совесть, закон, правила поведения… А для религиозного человека – Бог.

Говорят (хотя это, скорее, образ, чем «научные данные»), что мышление русских в отличие от западников основано не на двоичном, а троичном коде. Двоичный код: да – нет; можно – нельзя; опора на рациональность, на логическое рассуждение, на «здравый смысл». Троичный код: да – нет – может быть («авось»); можно – нельзя – нельзя, но очень хочется («ничего...»). Это совершенно другая топология, другая картина мира!

У нас даже диалог состоит не из двух голосов, а из трёх: тот же М. М. Бахтин писал, что «диалог – это беседа двух при посредничестве невидимого третьего». А кто третий, догадайтесь? (Нет, не за бутылкой побежал.) Третий – это, повторим, Бог, совесть, община, традиция...

Почему больше трёх не надо?

Обычно, чтобы решить проблему, «третьего» достаточно, а «четвёртого» не нужно, он будет только мешать. Ну это понятно: третий скажет «да», а четвёртый – «нет», и как тогда быть? Нет, четвёртый нам не нужен.

Понятно теперь почему «Бог Троицу любит»? Потому что у нас такой «менталитет».

Однако вернёмся к нашему замку зажигания. Значит ли это, что, если у меня с трёх раз что-то не получилось, четвёртый раз пытаться не нужно?

Нет! Если что-то не получилось с трёх раз, это значит, что я все три раза делал это неправильно. Нужно задуматься – что именно было не так, в чём была ошибка? И попробовать сделать по-другому – но заново, как в первый раз.

Налево пошёл – голову потерял? Вернись и попробуй направо!
Налево пошёл – голову потерял? Вернись и попробуй направо!

Три вывода

Взрослым они не нужны, мы их выводили, когда писали статью для детского журнала. (Или всё-таки нужны?)

1.

На большинство проблем необходимо смотреть минимум с двух точек зрения. Если у тебя на что нибудь только одна точка зрения, значит, ты не мыслишь, а так, бе-е-е, ме-е-е.

Вы скажете: а как же «не укради», «не убий»? На это тоже должно быть две точки зрения?

Ни в коем случае. Но – вот почему вы сейчас спросили? Потому что взглянули на сказанное со второй точки зрения! А значит, мыслили!

2.

Если не можешь решить проблему сам, обязательно обращайся за помощью. Очень часто люди этого не делают – просто откладывают нерешённые проблемы, «оставляют как есть». Это неправильно, это плохо. Всегда есть кто-то ДРУГОЙ, кто поможет. Надо только найти его!

-5

3.

Если что-то не получается ­– не бросай, пробуй до трёх раз! Если не получилось с трёх раз, подумай, в чём ошибка. Если не понимаешь, в чём, – см. вывод 2: обратись за помощью!

Ну, этот вывод немножко шуточный, но... Только немножко.

Читайте также:

Что лежит в Чаше на знаменитой "Троице" Андрея Рублёва?

-6