Даже пересмотрев "Матрицу" сложно объяснить полностью шестой цикл порабощения человечества. А всё потому, что нужно разбирать каждого персонажа в отдельности.
Разработка и дебаг
После длительной Войны машин Искусственный интеллект завоевал человечество, но также попал в зависимость от человеческого тепла и биоэлектричества, используя его в качестве источника энергии. Программа под названием “Архитектор” была предназначена для создания симулированной реальности под названием “Матрица”, чтобы занять человеческий разум заботами и сохранить тела внутри капсул.
Архитектор сначала разрабатывает симулированный рай, но люди понимают, что он сфабрикован и отвергают его, что ведёт к краху системы. Затем создается более реалистичная симуляция, основанная на реальной истории Земли, и происходит её “пик” развития человечества в конце 20 века. Однако заключенные до сих пор не принимают её должным образом.
И вот создаётся Пифия – “интуитивная” программа, анализирующая поведение человека. Пифия предполагает, что люди с большей вероятностью примут реальность Матрицы, если им будет предоставлен выбор, пусть даже подсознательный. И это приводит к тому, что почти 99% испытуемых принимают симуляцию.
Это обновление стабилизирует Матрицу примерно на 100 лет, но коллективное неверие оставшихся 1-2% человеческих умов грозит разрушить общепринятую реальность и убить всех, кто находится внутри. Чтобы справиться с этой проблемой, Матрица собирает аномалии, вызванные неверующими, до тех пор, пока они не достигнут критической массы, а затем собирает их все в единый, выбранный наугад человеческий разум. У этого человека будет беспрецедентный контроль над реальностью Матрицы, но у машин есть план, как обернуть это в свою пользу.
Миф об избранном
Спустя 100 лет после первой стабильной Матрицы рождается человек, который осознает, что живет в симуляции. Этот человек может манипулировать симуляцией по своему желанию. Он освобождает свой разум от Матрицы и формирует сопротивление машинам в реальном мире.
Освобожденные люди строят подземный город Зион и называют своего освободителя “Избранным”. Но они не знают того, что без реинтеграции дополнительного кода, который находится внутри Избранного, Матрица разрушится, убив большую часть человечества.
В качестве решения внутри Матрицы появляется Пифия и позиционирует себя как союзник Сопротивления, который может использовать свой дар предвидения, чтобы помочь Избранному освободить человечество и положить конец Войне против машин. Пифия приводит Избранного к Архитектору, и тот предлагает Избранному тяжёлый выбор – либо вернуть свой дополнительный код в Источник и позволить Матрице безопасно перезагрузиться, либо отказаться и гарантировать уничтожение человечества.
Чтобы ещё больше поднять ставки, машины вторгаются в Зион и убивают каждого освобождённого человека, а это означает, что смерть Матрицы будет равносильна вымиранию людского рода. Это не оставляет Избранному иного выбора, кроме как сотрудничать. Машины позволяют Избранному освободить горстку людей, чтобы заново заселить Зион и сформировать новое Сопротивление. Эти люди действуют, полагая, что они – первое поколение сбежавших из Матрицы людей. Пифия руководит этим новым поколением, говоря им, что Избранный возродится, чтобы спасти остальное человечество.
Когда они находят следующего, они приводят его к Пифии, и цикл повторяется снова и снова.
Разрыв порочного круга
Но во время шестого цикла Матрицы кое-что меняется, что позволяет Пифии помочь разорвать цикл и по-настоящему положить конец порабощению человечества машинами. Возможно, она и раньше пыталась подпортить систему Архитектора – в конце концов, она утверждает, что её роль состоит в том, чтобы “разбалансировать” Матрицу.
На этот раз Пифия может повлиять на людей, чтобы добиться другого результата. Будущее создается индивидуальным выбором, и, по её словам, никто не может предвидеть то, что последует за выбором, который он не может осознать.
Надо сказать, что Пифия понимает больше, чем остальные, но тоже не всё. В кат-сцене видеоигры Enter the Matrix Пифия говорит:
Путь Избранного проложен многими
У каждого есть своя роль, включая её саму. Пифия даже на последних этапах не уверена, что её план сработает. Как и все остальные, она вынуждена действовать с верой в то, что мирное прекращение войны возможно.
Путь Морфеуса и Тринити
К шестому воплощению члены Сопротивления часто посещают Пифию, чтобы спросить её о своей цели.
Когда молодой Морфеус ищет у неё совета, старушка говорит ему, что ему суждено найти Избранного. Морфеус с большой уверенностью обыскивает Матрицу в поисках его признаков.
А Тринити она говорит, что та полюбит мужчину, и что он будет Избранным. Тринити раскрывает это своему циничному товарищу по команде, Сайферу. Когда Морфеус идентифицирует хакера Нео, как потенциально Избранного, Сайфер высмеивает Тринити за её чувства, поскольку она нерешительна. Тринити действительно влюбляется в Нео, но решает держать это при себе.
Пифия знает все
Обучив Нео выживанию в Матрице Морфеус впервые берет его на встречу с Пифией. Морфеус полагает, что Нео – Избранный, и что Пифия подтвердит это, но Нео в этом сомневается. Нео беседует с Пифией наедине и говорит о сомнениях. Над входом в её кухню написана латинская фраза, которая переводится как “познай себя”. Пифия говорит Нео, что он не Избранный, если не уверен в этом – а он не верит в это, поэтому считает, что не является Избранным.
Пифия позволяет Нео исходить из этого предположения. Она также говорит ему, что Морфеус попытается пожертвовать собой и что Нео может спасти его, но лишь ценой своей жизни. При выходе из Матрицы Морфеуса и его команду предаёт Сайфер, и Морфеус бросается в бой с Агентами, чтобы выиграть время для Нео и позволить ему сбежать.
Однако Нео и Тринити возвращаются и спасают его. Но Нео убивают при попытке бежать из Матрицы, как и предсказывала Пифия. После смерти Нео Тринити признает, что любит его, а значит он – Избранный. Вера Тринити оживляет Нео, и вся группа сбегает обратно в реальный мир.
Нео и Тринити создают романтические узы, которые становятся ключом к будущему человечества.
Телохранитель-философ
В следующий раз, когда Нео отправляется навестить Пифию в “Матрице: Перезагрузка”, он сталкивается с её телохранителем Серафом. Он – тоже программа, возможно, такая же древняя, как и сама Пифия. Те, кто хочет с ней поговорить, сначала должны сразиться с Серафом. Не для того, чтобы победить или проиграть, а лишь чтобы проверить уровень навыков.
В случае с Нео Сераф проверяет его, чтобы определить, действительно ли он Избранный. Сераф говорит, что “нельзя по-настоящему узнать кого-то, не сразившись с ним”, и пускай это может быть просто поводом добавить в фильм дополнительную экшн-сцену, вполне разумно, чтобы такая программа, как Пифия, ограничивает к себе доступ через боевые действия. Эквивалент логин-страницы для входа в систему, отсекающий тех, кто не умеет правильно обращаться с Матрицей.
Причём, Сераф испытывает не только Избранного. В игре Enter the Matrix он подвергает и других бойцов Сопротивления тому же испытанию, когда каждый из них пытается увидеться с ней. Когда человек продемонстрирует, что он достаточно предан своему делу, он получит право поговорить с Пифией.
По направлению к источнику
Когда Нео посещает Пифию в “Матрице: Перезагрузка”, он уже гораздо лучше понимает Матрицу и может сделать вывод, что Сераф и Пифия – это программы, а не люди с особыми способностями. Пифия подразумевает, что она изгнанница, и прячется, чтобы её не удалили, но это может быть неправдой – да, она работает автономно внутри Матрицы, но все ещё является частью системы управления машин, поскольку цикл Избранного зависит от её сотрудничества.
Итак, Пифия инструктирует Нео, как добраться до Источника, говоря ему, что именно там, цитата, “заканчивается путь Избранного”. Пифия не лжет Нео, но даёт лишь необходимую ему информацию. Нео следует её совету и встречает Архитектора, узнав правду о пророчестве Избранного и роли Пифии в создании Матрицы.
В отличие от своих предшественников, Нео отказывается сотрудничать, потому что в этом случае умрёт его истинная любовь, Тринити. В этом и заключается замысел Пифии – влюбив Нео и Тринити друг в друга она дает Избранному мотивацию побороться за возможность освобождения человечества. Он решает разорвать порочный круг, чтобы спасти Тринити, тем самым запуская процесс окончание Войны против машин.
Причастность Меровингена
Пифию играют две разные актрисы. Её лицо меняется в “Матрице: Перезагрузка”, “Матрица: Революция” и в игре “Enter the Matrix”. Первоначальная Пифия, Глория Фостер, скончалась до завершения съёмок всей трилогии, и на смену ей пришла Мэри Элис, которая однажды играла роль её сестры.
Матрица: Революция признает изменение лица и объясняет новый внешний вид Пифии, вплетая его в мифологию. Это подробно объясняется в “Enter the Matrix”. В игре Пифия говорит, что её решение помочь Нео привело в ярость Меровингена – могущественную, изгнанную программу и второстепенного антагониста трилогии.
Среди интересов Меровингена – перераспределение программ, вышедших из-под контроля Мира Машин, и сокрытие их внутри Матрицы. Он соглашается помочь молодой программе Сати достичь Матрицы, только если её родители, Камала и Рама Кандра, передадут ему код завершения, который может разрушить предпочтительный внешний вид Пифии.
По сути, это просто акт злобы, но потеря прошлого тела морально давит на Пифию.
Цели Пифии
Нео и Пифия снова встречаются в “Матрице: Революция”. Нео спрашивает её, почему она скрыла от него так много правды, и Пифия отвечает: “Еще не время”. Во время этого визита Нео задаёт конкретные вопросы и получает на них прямые ответы.
Пифия хочет, чтобы война закончилась, и она долгое время добивалась этой цели. Теперь это выполнимо, так что она требует от Избранного отправиться к Источнику в реальном мире. Пифия не уверена в деталях – подобное не происходило прежде, и на этот цикл повлияла серия выборов, который ни она, ни Нео не могут осознать.
Еще один неожиданный элемент – злонамерная программа Смит. Первоначально защищавший статус-кво Матрицы Смит сам стал изгнанником и теперь представляет угрозу как для людей, так и машин. Смит получил возможность переписывать другие программы и человеческие аватары и постепенно подчиняет себе всю симуляцию.
У машин нет над ним контроля, а Нео – достаточно силён для того, чтобы остановить его. Смит ассимилирует Пифию, что передаёт ему её способность предвидеть. Однако, как и Пифия, он не видит последствий выбора, который не понимает.
Ключ к победе
По запросу Пифии Нео отправляется в Город Машин, к мэйнфрейму Матрицы, где рождаются программы.
Машины готовы уничтожить все человечество, но им угрожает опасность в лице Смита, покорившего Матрицу. Нео предлагает вернуться в Матрицу и победить его. Взамен машины должны пощадить Зион и позволить человеческим разумам в Матрице сбежать, если они того захотят.
Машины принимают условия Нео, и он сражается со Смитом, который предвидел собственную победу. После битвы Смит стоит над побеждённым Нео, готовый нанести последний удар, но он почему-то нервничает. Он случайно повторяет фразу, которую Пифия однажды сказала Нео: “Всё, что имеет начало, имеет и конец”.
Это последнее сообщение от Пифии помогает Нео понять, какой выбор ему нужно сделать: пожертвовать собой, чтобы победить врага. Он позволяет Смиту ассимилировать свой код, но Нео подключён к Источнику, так что код Смита загружается в мейнфрейм, что позволяет его уничтожить раз и навсегда. Смит не может понять этого выбора и поэтому побеждает врага, обрекая себя на смерть.
Смит уничтожен, и все, кого он перекодировал, восстановились, включая Пифию.
Триумф Пифии
В заключительной сцене оригинальной трилогии Пифия встречается с Архитектором, обсуждая будущее Матрицы. Архитектор говорит Пифии, что она, цитата, “играла в очень опасную игру”, подтверждая, что, с его точки зрения, именно она была вдохновителем всей революции. Если верить Архитектору, следующее воплощение Матрицы позволит людям выбирать, принять симуляцию или остаться в ней навсегда. Это изменение всегда было целью Пифии. Она одержала столь тяжёлую победу в многовековом шахматном матче против Архитектора.
Возможно, она не знала наверняка, что её план увенчается успехом, но, как и все остальное в “Матрице”, её победа зависела от преданности делу и веры в Нео.
Но даже этот новообретенный мир не может сохраняться вечно, поскольку волнения в конечном итоге вернутся в Матрицу. Сначала в её сиквеле в качестве видеоигры Matrix Online, а потом и в фильме "Матрица: Воскрешение".
Будет ли играть Пифия роль в потенциальном будущем, ещё неизвестно, но нельзя забывать то, во что она верила и к чему стремилась.