Найти в Дзене
джазовые пластинки

'Happy Ground' трио Джонни Литла. От Jazzland до Riverside

Новый текст под вывеской #язнаютолькоточтоничегонезнаю подсказал Оррин Кипньюс и его джазовые чудеса восточного побережья Riverside и Jazzland, на которых свои первые пластинки выпустил яркий (прошу прощения за штамп) соул-джазовый вибрафонист Джонни Литл. Сотрудничество продюсера с музыкантом, к слову, продолжилось спустя десять лет, в начале семидесятых, на новом начинании Кипньюса Milestone.

Что же до альбома Happy Ground записанного в марте 1961 года, то его ждала необыкновенная участь - изначально он был выпущен на Jazzland, а позже переиздан уже на Riverside, в том числе с характерным логотипом с катушечным магнитофоном.

Альбом Джонни Литла в изданиях на Jazzland и Riverside
Альбом Джонни Литла в изданиях на Jazzland и Riverside

Напомню, что Jazzland был запущен в самом начале шестидесятых с несильно скрываемым желанием заработать на переиздании ранее выпущенного на Riverside материала. Для этой цели были придуманы новые обложки и названия пластинок, однако уже к концу года стало ясно, что лейбл перерастает в полноценное джазовое явление.

Современному слушателю подобное может показаться странным, ведь Riverside и так принято считать прежде всего джазовой историей, однако на деле под этим названием скрывалось множество развлекательных пластинок от записей издаваемых спортивными автомобилями звуков и выступлений комиков разного рода до прочитанных обладателями звучных голосов сказок и альбомов фолк-исполнителей.

Первое, что бросается в глаза в случае с 'Happy Ground' это яркая абстракция, дело рук штатного дизайнера Jazzland и Riverside Кена Дирдоффа - в случае с Jazzland напечатана она на привычно шершавом, матовом картоне, на варианте от Riverside переливается характерным глянцем. Особенно хорошо заметна разница в черном цвете - на Jazzland его заменяет темно-серый.

На обратной стороне конверта один и тот же сопроводительный текст, однако разные фотографии и верстка
На обратной стороне конверта один и тот же сопроводительный текст, однако разные фотографии и верстка

Очевидные отличия присутствуют и на обратной стороне конверта - по сути одному и тому же сопроводительному тексту, написанному Питером Дрю, подарили совершенно разную, впрочем характерную для Jazzland и Riverside, верстку. Примечательно, что для издания на Riverside взяли снимок, послуживший обложкой для дебютного альбома вибрафониста 'Blue Vibes'.

Издание 62-64 годов (что справа) по всей видимости предназначалось для продажи в Европе (выдает характерная надпись Distributed by Interdisc) - трудно сказать имел ли альбом заметный успех в Старом Свете, но все попавшиеся мне переиздания на Riverside имели подобную отметку.

Надпись 'Distributed by Interdisc', обычно означающая напечатанные в Америке пластинки, однако предназначенные для продажи на европейском рынке
Надпись 'Distributed by Interdisc', обычно означающая напечатанные в Америке пластинки, однако предназначенные для продажи на европейском рынке

Позже, когда в связи со смертью своего партнера и финансовыми неурядицами Кипньюс был вынужден продать Riverside, пластинка была вновь перевыпущена, теперь уже с этикетками Orpheum. Ниже я попытался составить некоторую хронологию изданий альбома - особенно занятно сравнить как раз именно те два варианта, что оказались в моем распоряжении, моно на Jazzland, с этикеткой без deep groove, и первую стерео-версию на Riverside, напечатанную с пусть и несколько странными, но все же deep groove этикетками, обычно характерными для более ранних изданий.

Хронология изданий альбома 'Happy Ground': слева моно-варианты, справа - стерео. Стерео на Jazzland с этикеткой без дип грува найти не удалось
Хронология изданий альбома 'Happy Ground': слева моно-варианты, справа - стерео. Стерео на Jazzland с этикеткой без дип грува найти не удалось

Любопытно, что на сбеге попавшегося мне издания на Jazzland можно рассмотреть символы 'RI', обозначающие заказ от Riverside. На месте и 'block-shaped S', символ, характерный для пластинок, напечатанных на заводе MGM в Нью-Джерси.

Уместно и традиционное для джазовых пластинок замечание 'Не путай!' - в конце восьмидесятых маэстро записал альбом с идентичным названием для лейбла Muse, где ему помогали именитые коллеги, вроде саксофониста Хьюстона Персона и гитариста Мелвина Спаркса. К обсуждаемой 'Happy Ground' альбом прямого отношения не имеет.

Еще один альбом Джонни Литла 'Happy Ground', записанный в конце восьмидесятых Руди Ван Гелдером и выпущенный в начале девяностых на Muse
Еще один альбом Джонни Литла 'Happy Ground', записанный в конце восьмидесятых Руди Ван Гелдером и выпущенный в начале девяностых на Muse

Музыкально обсуждаемый альбом представляет из себя восемь композиций, устроенных силами трио, состоящего из вибрафониста, органиста и барабанщика. Литла и его коллег можно смело считать создателями подобного звучания - именно на стыке пятидесятых-шестидесятых годов были сформулированы основные стилистические границы соул-джаза, и трио Литла закрепило за собой более лирическое и воздушное звучание, при этом сохраняющее должную экспрессию.

Не уверен, что с помощью youtube можно каким-либо образом провести музыкально-звуковое сравнение (при этом, абсолютно некорректное, учитывая, что это неравноценные издания в моно и стерео), однако все же оцифровал и добавил титульную композицию. Лучшей же на альбоме, пожалуй, стоит считать открывающую пластинку 'Lela', авторскую тему самого Литла.

Субъективно Jazzland звучит поярче