Я-то маленький был, но помню.
В конце восьмидесятых русские семьи переезжали из постсоветской центральной Азии в постсоветскую тогда еще РСФСР.
Вытесняли казахи русских с мест их исторического проживания как путем дискриминации по национальному признаку (например, при приёме на работу), так и путем психологического и физического насилия.
По официальным данным с 1989 по 2021 год численность русского населения Казахстана сократилась более чем в 2 раза – с 7,3 миллионов человек до примерно 3,7 миллионов.
Так, в Западно-Казахстанской области доля славянского населения с 1989 по 2018 гг. сократилась с 40% до 21,4%.
В Атырауской области численность русского населения с 1989 по 2018 гг. сократилась с 16 до 5,5%. Доля казахов, в свою очередь, выросла с 80 до 93
В пограничной с российским Оренбуржьем Актюбинской областью доля русского населения с конца 1980-х гг. сократилась с 35 до 15%, тогда как численность этнических казахов выросла с 55% до более чем 80%.
В Павлодарской области русское население за 30 лет из преобладающего превратилось в нацменьшинство: с 55% в 1989 г. до 40% в 2018 г.
Русское население уменьшилось. В то же время русский язык «официально употребляется в государственных организациях как язык международного общения».
Недавно Казахстан перешел на латиницу. В РФ многие называют такой ход чуть ли не геноцидом. А особо умные даже предательством общего советского прошлого.
Латиница, конечно, предпочтительнее. Но у кириллицы свои плюсы, сравните: «ёжик» и «jozhiсk». Четыре буквы и семь.
Но дело в том, что это никоем образом не говорит о национализме казахов, что один алфавит, что другой – заимствованы. Не арабскую же письменность вводить (тоже чужая), ведь казахи в большинстве своем такие же мусульмане, как русские христиане.
Есть, конечно, казахи до неприличия высокомерные. Особенно если он – начальник поезда «Алмааты-Новосибирск». Знавал я такого Нурлана (или Нурбека?), там апломба, как у герцога Глостерского, но чтобы нацизм – вряд ли.
Это наши такие представления: раз русских гонят – значит, нацисты. Неважно, украинские, казахские, эстонские.
Я видел много семей бежавших из Казахстана.
- Опасно было? – спрашиваю.
- Опасно. Бежали впереди собственного визга, - говорит дядь Витя. (Он Виктор Михайлович, но я его, как в детстве привык, называю.
- Казахский нацизм? – уточняю я.
- Да как сказать, - сомневается дядь Витя. – Там же еще немцев жило морье. Их не трогали. Они потом сами в Германию. Но не убежали, а эта… как ее?..
- Репатриация. С Алтая тож поехали много.
- Вот. Ага. Татары – нормально, они одной веры. Меня с работы турнули, что русский, а мой сослуживец, вот так напротив были, он говорит: я – украинец, ему ничего. Украинцев не давили. Ну а чеченцы еще раньше съехали к себе на Кавказ.
Если у казахов существует неприятие не ко всем, кто чужой (это уже шовинизм), а только к одной конкретной группе, то нет тут никакого национализма.
Ну, давай, скажи: да Казахстан русские создали! Да мы их двести лет кормили! Учили! Лечили!
Ага. Американцы всего-то несколько лет возили русским продовольствие, медикаменты (в 91 году в России не было инсулина. Совсем. В Сети есть стенограмма совещания в Правительстве). США помогли российскую конституцию написать и рыночной экономике попытались научить.
Все американское политическое присутствие в РФ – не больше десятка лет. Но уже двадцать два года мы их ненавидим.
Пендосы нам пытаются указывать, а мы сопротивляемся. Какие тогда претензии в Казахстану?
Чем сильней вмешательство, тем больше отторжение. Даже если вмешательство одной страны в дела другой – благо. Даже если войска ОДКБ предотвратили кровопролитие в Казахстане, скажут казахи – а нам было не надо, чего вы полезли.!Токаев попросил? Мало ли! Кто такой Токаев?
Президенты, правители уходят. Политика меняется. Но отношения между народами инертны по природе. Даже инерционны. Все ошибки элит, как казахских, так и российских, скажутся в будущем. Поэтому не стоит россиянам (нормальным) излишне вовлекаться в казахские дела. И к братьям-казахам огромная просьба не судить всех жителей РФ по словам и действиям самых громких ораторов.