Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ: Геральдика асов. Опознавательные знаки аэропланов Четверного союза

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ГЕРМАНИЯ

В приказе «Инспектората воздушных сил» Германии от 1 августа 1914 года указывалось, что опознавательным знаком всех немецких военных самолетов должен являться черный, расширяющийся к концам «тевтонский крест». Авиаторы именовали его также «железным крестом» (по названию известного прусского ордена) или «крестом пате». Эти кресты надлежало размещать по обеим сторонам крыльев (у бипланов - сверху на верхнем крыле и снизу - на нижнем), а также - на фюзеляже и руле поворота. Исключением являлись баварские воздушные части. На их самолетах руль поворота целиком окрашивался в черный цвет (правда, впоследствии от этой практики отказались).

Поначалу пропорции креста не ого­варивались, поэтому известно много его вариаций, отличавшихся радиусом из­гиба боковых граней и степенью расширения к концам. На раннем этапе войны встречались также кресты, образованные прямыми линиями и состоящие из четырех соединенных в центре равнобедренных треугольников.

-2

С осени 1914-го кресты стали изоб­ражать на фоне белых квадратов. В июне 1916-го все пропорции креста были стандартизированы, а осенью того же года с целью снижения заметности белые квадраты сменила узкая белая окантовка шириной 5 см.

-3
-4

20 марта 1918 г. в Германии вышел указ об изменении формы опознавательных знаков. Вместо образованного радиальными дугами «креста пате» был введен прямой равносторонний «балочный крест», в геральдике именуемый «греческим». Ширина белой обводки увеличилась до 15 см. В апреле вышел новый приказ, предписывающий рисовать обводку шириной в 1/4 от ширины черной «балки» креста. Причем дисциплинированные немецкие авиаторы в кратчайший срок заменили старые знаки на новые. Буквально за неделю они по всей стране полностью перешли на «балкенкройц» (на многих немецких самолетах весны 1918 г под новым крестом проглядывали плохо замазанные старые «тевтонские» кресты). Такие кресты просуществовали вплоть до завершения 1-й мировой войны.

-5

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

В Австро-Венгрии над созданием опознавательных знаков особо не мучились. Вскоре после начала 1-й миро­вой войны австрийцы переняли опознавательный знак у своих немецких союзников. Черные «кресты пате» на фоне белых квадратов наносили на крылья, фюзеляжи и рули поворота. При этом крыльевые знаки, как правило, рисовали не на концах плоскостей, а примерно на середине полуразмаха. Это получилось потому, что на начальном этапе войны австрийцы окрашивали концы крыльев аэропланов в государственные цвета (красно-бело-красные полосы), а уже за ними изображали кресты. Когда же от полос на концах крыльев отказались, кресты так и остались на «полуразмахе» (вот так вот и рождаются традиции).

-6
-7

В начале 1917 года австрийцы вслед за немцами отказались от белых квадратов под крестами, но вот вводили ли они белую окантовку вокруг креста, остается под вопросом. Не только на всех австрийских аэропланах, окрашенных в светлые тона, но и на многих самолетах в темной окраске кресты встречались без обводки. В то же время на некоторых аэропланах на одинаково окрашенных крыльях один крест мог быть с обводкой, а другой – без нее. Похоже, что наносить или не наносить окантовку на крест, было индивидуальным делом пилота, летавшего на данном аппарате. То же касалось и крестов на борту фюзеляжа: на машинах одного и того же типа и времени бортовые кресты то есть, то их нет.

Австрийский аэроплан с нестандартными опознавательными знаками  (один крест с окантовкой, другой – без нее)
Австрийский аэроплан с нестандартными опознавательными знаками (один крест с окантовкой, другой – без нее)

Весной 1918 года австрийцы, опять-таки вслед за немцами, сменили «тевтонские» кресты на «греческие». Однако, в отличие от немцев, австрийцы на самолетах выпущенных ранее, опознавательные знаки, как правило, не перерисовывали; они наносили «балкенкройц» только на новые, вступающие в строй машины. Поэтому (с учетом невысоких производственных мощностей австрийской авиапромышленности) «прямые» кресты в австро-венгерской авиации были относительно малочисленны и редки.

Австрийский аэроплан выпуска 1918 года с «греческими» крестами опознавания
Австрийский аэроплан выпуска 1918 года с «греческими» крестами опознавания

ТУРЦИЯ

Об авиации Османской империи известно крайне мало, поэтому позволю себе дать здесь краткую справку о ее состоянии в тот период. Авиация Османской империи, несмотря на то, что она появилась в этом государстве еще в 1909 году, была немногочисленной и фактически не развивалась. Свое авиастроение в Турции отсутствовало, весь парк имевшихся аэропланов был немецкого производства, причем – устаревший (воевавшая Германия, сама нуждавшаяся в самолетах, поставляла в Турцию подержанные машины, уже списанные из ее авиачастей). Не хватало в Турции и квалифицированных пилотов, поэтому поначалу вместе с аэропланами немцы направляли в Османскую империю и своих летчиков, которые не только обучали летать турецкий персонал, но и сами участвовали в воздушных операциях. Фактически, в этот период турецкая авиация была не турецкой, а немецкой. Поэтому неудивительно, что в 1914-1915 годах турецкие самолеты несли германские опознавательные знаки – «тевтонские» кресты, размещенные на тех же местах, что были предписаны германским уставом (верх и низ крыльев, борта фюзеляжа, рули направления).

-10

Лишь с 1916 года, когда численность аэропланов и собственных летчиков Османской империи достигла 100 штук, в ВВС Турции были введены собственные опознавательные знаки: черные квадраты в белой окантовке, нанесенные на тех же местах, где раньше были «тевтонские кресты». Нетрудно догадаться, как появились эти знаки: турки просто замазали черной краской просветы между лучами крестов, получив те самые черные квадраты. Эти квадраты и оставались опознавательными знаками османской авиации вплоть до конца 1-й мировой войны.

БОЛГАРИЯ

Болгарская армия накануне 1-й мировой войны считалась лучшей на Балканском полуострове. В частности, она чуть ли не единственная в этом регионе имела авиацию – целых 5 (пять!) аэропланов немецкого и французского производства, на которых могли летать 7 пилотов и 8 наблюдателей! Эти самолеты несли на рулях направления болгарский флаг – горизонтальные полосы красного, зеленого и белого цвета; на крылья и фюзеляжи никаких знаков не наносилось. Уже после вступления Болгарии в войну на стороне Германии, в сентябре 1915 года, немцы «усилили» болгарскую «авиацию» тремя истребителями Фоккер Е.III, прилетевшими на свое новое место базирования под германскими опознавательными знаками - «тевтонскими» крестами. После этого «тевтонские» кресты перекочевали на остальные болгарские аэропланы, и оставались на них вплоть до конца войны.

Опознавательные знаки болгарской авиации до вступления в войну представляли собой  болгарский флаг, а после начала боевых действий – немецкие «тевтонские» кресты
Опознавательные знаки болгарской авиации до вступления в войну представляли собой болгарский флаг, а после начала боевых действий – немецкие «тевтонские» кресты

Литература:

Munson Kenneth. Fighters 1914-1919. Blandford press, 1976

Истребители Первой мировой войны. «Война в воздухе» № 85, 86. Периодическое научно-популярное издание. Редактор-составитель Иванов С. В. ООО «АРС»., 2001 г.

Кондратьев Вячеслав. Истребители первой мировой войны. М.: Московская правда, 1996

Обухович В.А., Никифоров А.Ф. Самолеты первой мировой войны. Минск: Харвест, 2003

Рохмистров В.Г. Авиация Великой войны М: «Издательство АСТ»: ОАО «В30И», 2004.

Харук А.И. Бомбардировщики первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.

Харук А.И. Истребители первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.

1МВ: Геральдика асов. Опознавательные знаки аэропланов Антанты

1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов Франции и Великобритании

1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов России, Италии, Бельгии, США

1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов Четверного союза