Не так давно я для себя открыла важность и огромное влияние визуально-ритмических рядов для развития речи сына.
А началось всё с того, что вот он говорит, но не всегда правильно может произнести слово, составить предложение. Сын путал звуки местами, соответственно неверно произносил слово.
Почему так бывает?
Слово - это последовательность звуков и чтобы его сказать необходимо, чтобы у ребёнка работал механизм упреждающего анализа и синтеза. Иначе говоря: мы ещё думаем, что скажем это слово, а наша артикулляция уже готова сказать его и сказать правильно.
А теперь разберёмся зачем нужны визуально-ритмические ряды.
🌼🌲🌼🌲🌼🌲🌼🌲 - это визуально-ритмический ряд 1:1, то есть постоянно повторяющая комбинация каких-то элементов. Когда мы даём задание ребёнку продолжить наш ряд, то у него начинает работать анализ, мышление и действие, которое одним словом можно назвать прогнозирование, ребенок прогнозирует своё следующее действие. И тут-то мы подходим к его речи, потому что, чтобы сказать слово, нужно правильно подстроить артикулляцию под звук: спрогнозировать и сделать. А последующий звук всегда влияет на предыдущий, а предыдущий на последующий и именно в этом заключается механизм упреждающего синтеза.
Какие бывают визуально-ритмические ряды?
Начнём с того, что ВРР могут быть вертикальные, горизонтальные и круговые, комбинации последовательности элементов в них так же могут быть разные: 1:1,2:1,1:2,1:1:1. Очень рекомендую соблюдать сезонность и подстраивать ВРР под времена года, таким образом ещё и расширяя кругозор ребёнка.
Начинают выкладывать рядочки с простой последовательности 1:1 на знакомых предметах в возрасте 2 года. С помощью таких рядов у ребёнка развивается когнитивная сфера: внимание, память, анализ и логика. В два года ребёнок должен выкладывать этот простой ряд, но и останавливаться на нём не стоит, потому что развитие ребёнка требует постоянного усложнения задач.
Немного про моторные программы.
А усложнить задачу можно очень просто, добавив к ряду моторную программу, которые так же могут быть абсолютно разные.
С помощью моторных программ, мы развиваем в ребёнке моторное планирование, которое очень необходимо для запуска и развития речи.
Моторная программа - это цикличное выполнение каких-то действий. Действие привязывается к предмету из визуально - ритмического ряда и выполняется.
🌲🌼🌲🌼🌲🌼
🌲- топай
🌼- хлопай.
Сначала развивают крупную моторику, затем пальчики, а потом можно переходить и к артикуляции и смело комбинировать задания.
Моторные программы помогают развивать моторное планирование, переключение, внимание, память и ритм.
Обязательно выкладывайте визуально-ритмические ряды с детьми и подключайте к ним моторные программы.
------------
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Спасибо, что читаете.