Найти тему

«Хотите подарить свой диктофон?», или Почему я стала журналистом

Оглавление

Завтра, 13 января, журналисты будут отмечать День российской печати, который связан с исторической датой— выпуском первой российской печатной газеты«Ведомости». Уже два года моя профессиональная деятельность связана с газетой«Абакан». За это время было много всего: и веселое, и странное, и неприятное… Но хочется разобраться, способна ли я на что-то другое? Правильно ли когда-то выбрала профессию журналиста?

На распутье

Чего хочет подросток шестнадцати лет? Всего. И в то же время — ничего. Особенно когда у него нет никакого представления о будущей профессии, о жизни в целом. Когда кажется, что ни на что не годишься: танцы, рисование, языки… Даже верховая езда! Ничто не увлекает надолго. И от этого страшно. Как костер, который сначала разгорался ярко, красиво и способен был согреть в самые холодные времена, но потом в него перестали бросать дрова, и он так же внезапно потух. Примерно так и я чувствовала себя в этом возрасте. Тогда был выбор: либо новая школа, новый класс и подходящее, гуманитарное направление, либо училище или колледж. Выбор пал на второе. Наверное, просто не хотелось пахать в новой школе, все-таки это же лицей — требования будут серьезнее. А еще неизвестно, какой класс попадется — тогда с коммуникациями у меня было совсем паршиво. Мама моя (да и я сейчас) уверена, что впоследствии судьба специально дала мне такую профессию, чтобы училась я взаимодействовать с людьми.

Когда поступила в родном Саяногорске в колледж, связанный с политологией, изучением законодательства, появилось достаточное количество свободного времени, во-первых, чтобы начать писать собственные рассказы, а во-вторых, чтобы открыть для себя школу журналистики на базе газеты «Саянские ведомости». Там нашу группу вела Нина Васильевна Богатырева — опытный журналист, добрый и отзывчивый человек. Вместе мы разбирали теорию, получали задания, делали работу над ошибками и обсуждали публикации друг друга. Благодаря этой школе я наконец-то нашла не просто будущую профессию, но и призвание. Да, мой удел писать, подбирать нужные слова и передавать настроение происходящего в тексте.

Упущенные возможности?

Однако журналистика не ограничивается только газетой. Есть радио, телевидение и интернет… Про последние два могу лишь сказать, что сталкивалась с этой специализацией только в рамках практики во время учебы в институте и сразу поняла: это не мое. Слишком мало, слишком официально… Когда радио и телевидение «Абакан» еще располагались на улице Щетинкина, среди молодежи искали ведущих на утреннюю передачу, чтобы поднимать слушателям настроение. Я решила попробовать.

Никогда не забуду те странные, волнительные ощущения, когда впервые села к микрофону, надела наушники и стала частью радиоэфира. Хотя, конечно, не сразу.

— Пока, первые несколько раз, можете просто молча наблюдать, привыкать к микрофонам и наушникам. Если поймете, что такой формат передачи интересен, дальше будете готовиться вместе с нами, — вот такие инструкции дал тогда редактор.

Да, каждое утро, с 9 до 11 часов, я вместе с таким же стажером приходила, садилась рядом с Андреем Викторовичем перед микрофоном и молча наблюдала, как они с Ольгой и Егором, или с моим одногруппником Владиславом обсуждали новости из российских, а потом и местных газет. Политика, экономика, происшествия… И столько людей дозванивалось в студию! Настоящий живой диалог. Радует, что подобный формат общения со слушателями сохранился и в наши дни.

Конечно, уместить столько информации в голове, уметь держать в поле зрения все происходящее и сосредоточиваться на том моменте, про который говорится сию минуту — это очень непросто.

— Помните, на радио нельзя молчать. Даже если не знаете, что сказать, просто говорите, чтобы не было пауз. Со временем их станет меньше. И старайтесь именно рассказывать, а не зачитывать. Слушатель сразу ощутит разницу, — подсказывал редактор.

Да, новостные передачи по два часа с непривычки казались очень утомительными, но в то же время и интересными. Особенно было любопытно именно слушать профессионалов. Пусть я не стала ведущей в новой передаче, зато какое-то время вместе с Ольгой вела вечерние эфиры, где мы старались создать дискуссию по той или иной теме. Но когда в эфирах есть только это и ничего другого, работа, пусть и условная, превращается в бег по кругу. Наскучивает быстро. Да, можно было пойти дальше, искать работу именно на радио, но на тот момент мне знаний и навыков хватило. Хотелось больше писать, встречаться с людьми вживую, смеяться и грустить, проникаясь историями их жизни, впитывать знания…

Поэтому я не считаю, что телевидение и радио — упущенная возможность. Просто газета с ее палитрой историй, ярких героев и не менее остросюжетных событий мне все же оказалась ближе. Нет, я об этом знала всегда, еще когда только-только стала заниматься в школе журналистики, но лучше удостовериться в своей правоте, попробовав разные пути-дорожки.

Интервью — любимый жанр

Уже два года работаю в газете «Абакан», выбираюсь из статуса «журналиста одной темы». В моем случае это литература и театр. Важно уметь разбираться не только в том, что близко сердцу, но и в том, что важно и полезно для всех жителей города. Безопасность, благоустройство, социальная сфера, образование… И везде, как оказалось, имеется одна большая и ценная составляющая — интересные, умные (даже мудрые!) и невероятно позитивные люди!

Согласитесь, приятно прийти, например, в администрацию города поговорить о пожарной безопасности, а тебя угостят вкусным чаем зимой или спелыми грушами — летом. Беседуя с руководителем абаканской полиции, непросто сосредоточиться на актуальных происшествиях, когда на тарелке кусочек горячего вишневого пирога… А с директором паркового хозяйства Александром Олеговичем Гаеком у нас даже есть общая шутка про то, как на каждой встрече я все хочу «подарить» ему свой диктофон (забываю его на столе), но он каждый раз отказывается. Все эти мелочи не только формируют позитивный настрой всей беседы, но и просто помогают лучше запомнить человека, сидящего напротив.

Но не все респонденты расположены к беседе сразу. Например, молодые актеры (не все, разумеется) очень сильно нервничают при разговоре. И тут уж нужно проявить навыки коммуникации, чтобы сгладить острые углы и добиться развернутых ответов на подготовленные вопросы. Приходится иногда смеяться и дурачиться. Считаю, что на интервью можно не только прекрасно научиться взаимодействовать с людьми, но и сформировать правильную манеру речи. Больше говоришь, больше уточняешь, если тема новая или сложная, а значит, проявляешь интерес к собеседнику.

Встречались в моей небольшой практике и такие случаи, когда человек, согласившись на интервью, совершенно не спешит его начинать, отказывается отвечать на вопросы… Может, более опытный, прозорливый корреспондент сразу бы понял, что подобные встречи нужно сворачивать при первых же признаках незаинтересованности собеседника, но мне потребовалось больше времени, чтобы осознать это. Что ж, для учебы, приобретения нового опыта нам дана целая жизнь, и я благодарна, что у меня есть на это время.

Зато теперь смело могу заявить: есть не только личный список тем и людей, с которыми их можно обсудить, но и респонденты, ставшие мне хорошими друзьями. И все это — аспекты профессии корреспондента газеты, благодаря которым я могу сказать (и периодически делаю это) «Я обожаю свою работу!».

Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото автора и из открытых источников