Предыдущая часть здесь:
А сегодня - рассказ в рассказе. Я уже упомянула о том, что именно из-за мартовских событий 1988 года в жизни четы Уэльских вообще приступила к подробному изложению этой истории, такое впечатление они на меня произвели.
И много воспоминаний всплыло. Часть из них - давние, из 1986-го, из тех времён, когда фотографии были относительной редкостью.
Тогда я побывала в горном походе на Тянь-Шане. У меня нет ни одного снимка, но стоит только закрыть глаза, как над ресницами плывут величественные картины...
Впечатления оттуда - на всю жизнь. Например, там я впервые увидела дикий жёлтый мак. Шла, сгибаясь под тяжестью рюкзака, и вдруг заметила яркий хрупкий, но прекрасно себя чувствующий в этом диком месте цветок. Для меня в 16 лет жёлтый мак оказался волшебным открытием!
И эдельвейсы я тогда увидела. Для меня это были фантастические цветы. Уж не знаю, чего я ожидала, но они оказались одним из самых больших разочарований в моей 16-летней жизни.
Серенькие, невзрачные, мохнатенькие. Похожи на пришельцев с неимоверным количеством глаз:
Мои глаза, привыкшие к безбрежным волжским просторам, впитывали иную красоту: зелёная равнина у подножия гор, куда взгляд упирается, а потом скользит вверх, вверх, к небу... Добрые пастухи разрешали нашим смельчакам покататься на лошадях. Я отважилась только угостить одну сухариком. Она благодарно вздохнула мне в ладонь...
Всю жизнь память хранит контрасты: мы идём по дикой жаре, изнывая под рюкзаками. Тропу пересекает речка - тьфу, говорить не о чем, пять шагов шириной и глубина по колено. И вдруг эта речка оказывается до того ледяной, что из последнего, пятого шага, меня выдёргивают ребята, которые переправились раньше. Ноги после тех пяти шагов по горной реке горели, как от ожога... А ещё воду из тез речек мы пили. Я могла только ту, что согрелась во фляжке, иначе зубы не выдерживали.
Своих фото у меня нет, повторюсь. Но вот так делали и наши парни в походе:
Мы загорали на снегу! Правда, справедливости ради стоит заметить, что скорее наша компаша выглядела примерно так - разве что не в шортах, а в штанах с длинным рукавом! И тёмные очки были у всех - снег слепит неимоверно.
И вот я подобралась к цели своего рассказа, к самому страшному дню в своей тогдашней жизни.
Снег в горах.
Такое явление называют по-разному: козырёк, карниз. И правда, похоже на козырёк.
Наши руководители называли такой нанос над тропами "языком". Конечно, они без конца твердили нам об осторожности. Этот язык может выдержать человека, а может съехать, подрубленный резким громким криком. Повторяли без конца.
Как об стенку горох...
В один из дней наши групповоды были особенно настойчивы: оттепель! На сухой снег сверху лёг рыхлый и тяжёлый, влажный. Если что, пласт может сорваться и поехать вниз, тогда хана всем! Идём скоро, не отвлекаясь, не растягиваясь. И не орать!
В группе - 30 балбесов по 15-16 лет. Какой страх, какая опаска, когда такая красота вокруг?! Фото, что ниже, надо посмотреть на большом экране - впечатляет. Вот и мы шли примерно так же, только день был пронзительно солнечным и народу было больше.
Ладно, вроде, всё хорошо, идём скоро и молча.
Скучно!
И тогда кто-то придумал правой рукой на ходу зачерпывать снег в кулак, потом перекладывать снежок в левую руку и - тю-у! - скатывать его вниз по клону. Движение не прерывается, все идут, но уже какой-то экшн, движуха-веселуха!
До малолетних олухов не дошло, что снежок скатывается в ком. Ком увеличивается и ускоряется. Снег влажный, налипает легко. А под влажным снегом - сухой... По нему этот ком уже не катится, а едет.
И тянет за собой целый пласт...
Лавины мы избежали чудом.
После прохода того участка трое суровых мужиков-руководителей нервно закурили и молча смотрели на нас так, что мне и до сих пор понятно, чего мы миновали...
_____________
Женщинам со слабыми нервами видео смотреть не рекомендую. Зрелище страшно прекрасное.
Мощь. Скорость. Неотвратимость. Cмерть.
____