На борту мотолодки или #катера используется немало устройств, требующих подключения электропитания: навигатор, эхолот, ходовые огни, морская акустика, картплоттер, якорная лебёдка... да мало ли!
Большинство современных мощных лодочных моторов с электрозапуском и дистанционным управлением позволяют спокойно подключить АКБ и дальше использовать электричество подобно тому, как это происходит в автомобиле.
...Но вот производители небольших моторов с ручным управлением решили, что их владельцам никакое электричество на воде не понадобится. А кому сильно захочется, тот оплатит дополнительные опции.
Если описывать схему очень приблизительно: в работающем ПЛМ маховик крутится и вырабатывает переменный электрический ток:
Но подключать сложные приборы к такому источнику — опасно. Без выпрямителя, превращающего "синусоиду" переменного тока в линию постоянного, не обойтись.
Как работает выпрямитель-регулятор напряжения? Тестируем двухтактник "Ямаха"-20
Выбранный нами подвесной мотор оснащён электростартером и румпельным управлением. Штатный выпрямитель здесь также установлен. Для начала мы проверим, как он функционирует.
При подключенной АКБ напряжение на клеммах стабильно и постепенно растёт пропорционально ёмкости батареи.
Смоделируем ситуацию: клемма от резких прыжков по волнам соскочила (или на ней плохой контакт из-за окисления)...
Поддали газа, мотор увеличивает обороты, напряжение растёт!
Наш тест доказывает: при росте оборотов мотора напряжение также увеличивается. До 20 и более вольт, а это уже небезопасно для подключённых приборов.
Испытаем работу РНЛ-2
Проверим: как повлияет на напряжение повлияет регулятор РНЛ-2. Для того, чтобы его подключить, необходимо знать — у "Ямахи" от генераторной катушки отходят два зелёных провода.
Регулятор, оснащённый специальным переходником «папа—мама», подсоединяется к «родным клеммам» параллельно штатному выпрямителю:
При запуске напряжение слегка растёт. В остальном никаких отличий от работы мотора с заводским регулятором.
Снова имитируем отсутствие контакта на якобы соскочившей клемме, проверяем показания прибора. Напряжение равно нулю. Значит, при отключенном аккумуляторе РНЛ-2 ограничивает напряжение. То есть устройство исправно выполняет свои функции.
Проверка ВРНЛ-1
Второй прибор, ВРНЛ-1, предназначен для моторов, не имеющих штатного выпрямителя. Поэтому мы его на данном моторе просто отключим.
Внимательно следим за цифрами:
Как видно на мультиметре, напряжение постоянно увеличивается:
Следовательно, батарея заряжается постоянным током, который выдаёт ВРНЛ-1.
Сбросим одну клемму. Даже при росте оборотов напряжение в сети не превышает 15 вольт! Если подключить АКБ небольшой мощности, мы увидим динамику роста напряжения на его клеммах.
Краткое резюме
Лодочные моторы, снабженные штатным выпрямителем без регулятора напряжения, требуют установки аккумуляторной батареи большой ёмкости. Игнорирование этого правила чревато проблемами с перенапряжениями. Это выведёт из строя бортовые приборы.
Наличие регулятора напряжения поможет защитить технику даже в тех случаях, когда клеммы на выводах аккумулятора окислились или слетели.
💡 Если у вас появились вопросы по поводу того, необходим ли вам регулятор напряжения и какой, звоните техникам-консультантам нашего интернет-магазина или спрашивайте прямо здесь, в комментариях!