Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Оружие Старого Китая: крестообразное копье, или "японский сувенир"

Читатели попросили рассказать про крестообразное копье (十字纹枪 shízìwénqiāng), которое часто встречается с полумесяцем или серпом (十字镰枪 shízìliánqiāng). Это достаточно распространённое по всему миру вид копья с тяжелым наконечником, где ниже наконечника была специальная крестовина, препятствующая слишком глубокому проникновению оружия в рану и с целью удерживать противника на безопасном расстоянии. Развилось в Китае это оружие в годы империи Мин (1368 - 1644) как вариации боевого трезубца (镋 tǎng), как видно на картинке ниже под п.2 разновидность трезубца неотличима от крестообразного копья. Есть интересная версия, что такой тип копья привнесли на материк японские пираты, в XV -XVI активно разграблявшие китайское побережье. Вот как раз серповидное и крестообразное копье принесли с собой японские пираты. По легенде, авторство создания серповидного копья приписывают Като́ Киёма́са (加藤 清正 ,1561 - 1611), получившего титул одного из семи лучших копейщиков после битвы при Сидзугатакэ в 1583 г
Военные времен империи Мин с трезубцами.
Военные времен империи Мин с трезубцами.

Читатели попросили рассказать про крестообразное копье (十字纹枪 shízìwénqiāng), которое часто встречается с полумесяцем или серпом (十字镰枪 shízìliánqiāng). Это достаточно распространённое по всему миру вид копья с тяжелым наконечником, где ниже наконечника была специальная крестовина, препятствующая слишком глубокому проникновению оружия в рану и с целью удерживать противника на безопасном расстоянии.

Развилось в Китае это оружие в годы империи Мин (1368 - 1644) как вариации боевого трезубца (镋 tǎng), как видно на картинке ниже под п.2 разновидность трезубца неотличима от крестообразного копья.

Разновидности длиннодревковых трезубцев-тан (镋 tǎng) и кетменей-па (钯 pa) времен империи Мин.
Разновидности длиннодревковых трезубцев-тан (镋 tǎng) и кетменей-па (钯 pa) времен империи Мин.

Есть интересная версия, что такой тип копья привнесли на материк японские пираты, в XV -XVI активно разграблявшие китайское побережье.

А уже во времена последующей империи Цин (1644 - 1912 ) такой конструктив отнесен к категории копье-цян (枪 qiāng).
А уже во времена последующей империи Цин (1644 - 1912 ) такой конструктив отнесен к категории копье-цян (枪 qiāng).
Слева т.н. серповидное копье (片镰枪 piànliánqiāng) как модификация крестовидного копья (十字镰枪 shízìliánqiāng), в наши дни технику работы с ним предоставляют как аналог использования древнекитайского клевца-гэ, данных об использовании которого, увы, до нас н дошло. Использовали клевец до эпохи империи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.).
Слева т.н. серповидное копье (片镰枪 piànliánqiāng) как модификация крестовидного копья (十字镰枪 shízìliánqiāng), в наши дни технику работы с ним предоставляют как аналог использования древнекитайского клевца-гэ, данных об использовании которого, увы, до нас н дошло. Использовали клевец до эпохи империи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.).

Вот как раз серповидное и крестообразное копье принесли с собой японские пираты. По легенде, авторство создания серповидного копья приписывают Като́ Киёма́са (加藤 清正 ,1561 - 1611), получившего титул одного из семи лучших копейщиков после битвы при Сидзугатакэ в 1583 году.

Легенда гласит, что когда Като Киёмаса охотился на тигра в Маньчжурии, тот откусил один из горизонтальных зубцов, вот так появилось серповидное копье. В наши дни в городе Кумамото сохранилось святилище, где покойного полководца почитают как синтоистское божество.
Легенда гласит, что когда Като Киёмаса охотился на тигра в Маньчжурии, тот откусил один из горизонтальных зубцов, вот так появилось серповидное копье. В наши дни в городе Кумамото сохранилось святилище, где покойного полководца почитают как синтоистское божество.
Японские копейщики.
Японские копейщики.

В любом случае, в Японии тех дней такое копье было вполне привычным оружием.

Японские варианты серповидного и крестообразного копий.
Японские варианты серповидного и крестообразного копий.
Японские фехтовальщики с крестообразным копьем в наши дни. Вместо острия, специальный мягкий наконечник для спарринга и отработки техники.
Японские фехтовальщики с крестообразным копьем в наши дни. Вместо острия, специальный мягкий наконечник для спарринга и отработки техники.

Китайцы, надо отметить, настаивают на своем первенстве в деле развития такого оружия, приводя разные аргументы.

Знаменитое изображение оружейной стойки времен империи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), однако здесь не серповидное копье, а разновидность копья, использующая обычный наконечник и багор!
Знаменитое изображение оружейной стойки времен империи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), однако здесь не серповидное копье, а разновидность копья, использующая обычный наконечник и багор!
Задолго до династии Мин в Древнем Китае использовали бронзовую алебарду-цзи, как развитие клевца-гэ, и синтез копья и багра. Но это оружие колесничих бойцов, в основном.
Задолго до династии Мин в Древнем Китае использовали бронзовую алебарду-цзи, как развитие клевца-гэ, и синтез копья и багра. Но это оружие колесничих бойцов, в основном.
Хотя клевец-гэ всегда считали оружием колесничных бойцов и пехоты, вот пример конницы времен Восточной Хань (25 - 220) с клевцом-гэ. Однако это оружие исчезло с поля боя задолго до эпохи Мин.
Хотя клевец-гэ всегда считали оружием колесничных бойцов и пехоты, вот пример конницы времен Восточной Хань (25 - 220) с клевцом-гэ. Однако это оружие исчезло с поля боя задолго до эпохи Мин.

В знаменитом трактате "Убэйчжи" той эпохи есть интересное и внешне схожее копье драконьего меча-дао(龙刀枪 lóngdāoqiāng). Тут интересная отсылка к драконьему дао, по легенде запятнанного кровью дракона, что делало клинок невосприимчивым к повреждениям. Однако это свойство не распространялось на его владельца. :)

"Записки об оружии и военном снаряжении" составлены Мао Юаньи (1594 – 1641) и поднесены им последнему минскому императору Чунчжэню при его восшествии на престол в 1628 г. Состоит из 240 цзюаней, свыше 2 000 000 иероглифов и 738 иллюстраций, это крупнейшее китайское издание по военному делу.
"Записки об оружии и военном снаряжении" составлены Мао Юаньи (1594 – 1641) и поднесены им последнему минскому императору Чунчжэню при его восшествии на престол в 1628 г. Состоит из 240 цзюаней, свыше 2 000 000 иероглифов и 738 иллюстраций, это крупнейшее китайское издание по военному делу.

Технические действия с этими сложными видами копий не обязательно эффективнее обычных копий. В основном это зависело от личных качеств бойца, его уровня навыков боевых искусств и... длины оружия, поэтому бытовало мнение:

Чем выше боевые искусства и чем длиннее оружие, тем больше преимущество.

Однако рядовые копейщики в основном - просто "пушечное мясо", качество подготовки было низкое, кроме боя в плотном строю - на большее они были не годны. Собственно и оружие для них должно быть простым, доступным и понятным. Копье с его основными шестью (на тот период) техниками подходило идеально для массовой армии.

Генерал Ци Цзигуан про трезубец.
Генерал Ци Цзигуан про трезубец.

В то время было понятное и простое разделение:

  • Нижний уровень - строй копейщиков: строй держит единый порядок, одиночки и ближний бой тут бесполезен, а качество отдельных бойцов довольно низкое. Их копья были слишком длинными и тяжелыми, поэтому копейщики потеряли способность сражаться индивидуально.
  • Верхний уровень - это элитный воин и мастер копья: он хорош как в одиночном бою, так и в ближнем бою, показывая высокое качество подготовки.
Для противостояния с японцами генерал Ци Цзигуан придумал построение «Утка-мандаринка», где основа четыре копейщика, а остальные бойцы использовались для прикрытия и вспомогательных задач. мы об этом рассказывали в предыдущих статьях.
Для противостояния с японцами генерал Ци Цзигуан придумал построение «Утка-мандаринка», где основа четыре копейщика, а остальные бойцы использовались для прикрытия и вспомогательных задач. мы об этом рассказывали в предыдущих статьях.

В годы противостояния пиратам постоянно упоминается низкий уровень подготовки китайской армии в сравнении с японскими бойцами. Как мы теперь знаем, генерал Ци Цзигуан противопоставил им не мастерство отдельных воинов, но - порядок и строй в сочетании с жесточайшей дисциплиной и системой наказаний. В итоге пиратов победили, несмотря на их длинные мечи и копья, ну а после эти копья прижились и в китайской среде, как оружие мастеров.

Ниже на видео небольшая подборка #таолу с длиннодревковым оружием современных ушуистов, но представление о том, что можно сделать с серповидным копьем.

Обращаю внимание, что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника, а материалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.

Дм. Моисеев, СПб - 2022

Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!