Сельскую школу можно рассматривать как культурный феномен. Несмотря на значительные изменения последних 20-30 лет, она продолжает сохранять свою самобытность и разнообразие.
Я побывал в гостях у Октябрьской средней общеобразовательной школы. В интервью каналу «Shepkino news» ее директор Кочнева Елена Николаевна рассказала о специфике своей работы, отношении к ЕГЭ и о перспективах школьного образования.
Расскажите немного о себе. Как давно Вы занимаете эту должность?
– В 1991 году закончила Ростовский государственный педагогический институт по специальности учитель математики и информатики. Один года работала в Ростове, в школе №18. В Октябрьской школе преподаю с 1996 года. С 2007 года работала Завучем. Должность директора занимаю с января 2018 года.
Я из учительской семьи, мама и папа – учителя. Сестра работает в сфере образования. Общий стаж нашей педагогической деятельности составляет около 80 лет. Живу в Октябрьском и ни разу не пожалела о выборе профессии.
Сколько детей всего посещают школу и на сколько человек она рассчитана?
– Сам поселок был образован изначально, как коммуна и уже в 1932 году образовали школу. Изначально она начальной, затем восьмилетней. С 1956 года стала средней школой. В 1959 году построили новое здание. В 1980 году случился пожар и вместе с ремонтом пострадавшего корпус пристроили новую часть здания - добавили кабинеты, спортзал. В 1996 году ввели в строй очередную пристройку, в которой мы сейчас находимся.
Школа рассчитана на 737 детей. В настоящее время у нас обучается около 1000 человек. Уже третий год работаем в две смены. Мы вынуждены это делать потому что количество детей превышает плановую мощность. Последние пять лет у нас идет очень большой прирост численности детей, порядка 150 – 200 детей, которые прибывают из близ ближайших поселков и СНТ.
Помещений не хватает, что даже приходится арендовать помещение у щепкинского детского сада.
– В Щепкине изначально была школа-сад, но в 2014 году, по федеральному закону их разделили. Есть детский сад и отдельное помещение, которое арендует школа для осуществления своей образовательной деятельности. Вообще если посмотреть на весь Аксайский район, то не во всех поселениях есть больше одной школы. Но другое дело, что Щепкинское поселение быстро развивается в связи с близостью к Ростову и к рабочим местам.
Хочется заметить, что школе действительно необходимы новые помещения, либо разгрузка за счет строительства других школ. Капитальный ремонт тоже бы не помешал. Но самый лучший факт показывающий необходимость действий — это туалеты. На 1000 человек их только 2.
Насколько сильно поможет строительство новой школы в Темерницком?
– Очень сильно. Мы привозим из тех мест около 150 детей. Но это не все дети, которые проживают в тех поселках. Многие посещают ростовские школы, это удобнее.
Конечно строительство новой школы разгрузит нас, но ненамного.
С Вашей точки зрения, чем отличается работа в сельской школе от городской?
– Отличие нашей школы от других, даже сельских, во-первых, в том, что мы привозим детей из 11 населенных пунктов. Но основное отличие сельской школы от городской – это то, что мы знаем практически всех родителей в лицо, лично. Многие родители, бабушки и дедушки – это наши выпускники. Формируется такая домашняя атмосфера у сельской школы. Потому что мы хорошо знаем семьи, в которых проживают наши дети. И большинство проблем этих сем это тоже наши проблемы.
Сейчас очень много учебников по каждому предмету. Фактически отсутствует единая образовательная программа. Насколько это правильно, на ваш взгляд?
– Я считаю, что учебник — это только вспомогательный материал для преподавания. Если учитель грамотный, он выберет те учебники и ту методику преподнесения материала детям, которую целесообразней использовать.
Этот вопрос рассматривается на государственном уровне. С 1 сентября 2022 года будут вводиться новые государственные образовательные стандарты, которые предполагают уменьшение количество учебников и наличие единообразия в образовательном пространстве.
Конечно, это очень плохо. И мы, и дети испытывают трудности при переходе из другой школы. У них не совпадают программы. Но мы находим возможности подстраиваться и помогаем детям адаптироваться.
Расскажите про преподавательский состав. Это, в основном, местные жители или нет?
– Молодежь не очень охотно идет работать в школу. У нас всего 10% молодых преподавателей, 60% - люди, которым 50 лет и старше, а остальные от 30 до 50 лет.
Нас работает учительская династия. Учители начальных классов – это основательница династии, ей уже 75 лет, и она у нас продолжает работать достаточно продуктивно и подает пример остальным. Ее сын, невестка с сестрой у нас работают. Иными словами, есть люди, которые не отторгают профессию и приводят своих детей и родных.
Недостаток кадров это не только финансовая составляющая. Стало сложнее работать с родителями. Молодые педагоги не всегда находят взаимопонимание. Во-вторых, это сильная загруженность с 8 утра до 7 вечера. Губернатор обещал повысит зарплату учителям на 50%. И действительно сейчас идет процесс пересчета.
Бывает так, что у людей есть желание работать в школе без профильного образования. Они проходят ускоренную переподготовку, а когда приходят на работу, то понимают, что это не совсем то, на что они рассчитывали.
"У нас есть подключенный к компьютеру телевизор, подключили интернет. Почти на каждом уроке пользуемся, ищем нужную информацию, смотрим видеоматериалы. Это сильно упростило преподавательский процесс. Мы очень довольны", - говорит Ирина Юрьевна Величко, преподаватель начальных классов Октябрьской школы.
Многие дети приезжают учится с других поселков и хуторов. За этим нужен определенный контроль. Как он осуществляется?
– Почти 700 детей мы подвозим ежедневно. У нас 8 автобусов, которые раз в полгода проходят техосмотр. Есть специалист ответственный за безопасность дорожного движения. В каждом автобусе есть сопровождающий. Всего автобусы совершают 48 рейсов, проезжая по 300 км ежедневно. Практически все сотрудники - библиотекарь, зам директора, психолог и так далее, - задействованы в сопровождении детей.
Рабочий день у нас начинается с 7 утра. Учитель не пойдет домой пока последний автобус не заедет на базу. Обычно это около 8 вечера.
Маршруты утверждаются совместно с Главой Администрации поселения. Останавливаться автобусы имеют право только там, где есть остановочные комплексы и карманы.
В чем основная проблема подобной удаленности учеников от школы?
– Например, ребенок, который живет в Темерницком, уже в 7 часов утра должен быть на остановке. Есть рейсы, которые привозят детей в школу уже к 7 утра, а учеба начинается в 8.
Мы стараемся как-то сгладить этот момент, столовая работает с 7 утра. Сложность большая.
Кого-то подвозят родители, но их мало. Большинство детей переводят из ростовских школ как раз потому что мы подвозим детей.
Существуют ли в школе дополнительные секции, кружки?
– В рамках федеральных государственных образовательных стандартов в школе обязательно проводятся часы внеурочной деятельности. Кружки дополнительно мы не имеем возможности проводить из-за большой загруженности школы и отсутствия свободных помещений.
На базе нашей школы ведутся две секции: рукопашный бой и единоборства. Они проводятся уже после уроком 2-3 раза в неделю. Привозить и увозить детей родители должны будут самостоятельно.
Расскажите про школьное расписание.
– Первая смена занимается с 8 утра, самый последний урок заканчивается в 14:00. Такое расписание существует для детей старших классов, меньше 34 часов мы им дать не можем, исходя из учебного плана. Это 4 дня по 7 уроков и один день – 6.
Седьмой урок, у детей учащихся во вторую смену заканчивается в 18:30.
Начальные классы начинают занятия с 9:00. Это связано с антиковидными мероприятиями и проблемой подвоза детей. Первоклассников в 11:50 мы уже начинаем развозить. У них особое расписание, есть дополнительные каникулы в феврале месяце. Всего 33 учебных недели.
Дети со 2-го по 4-ый классы заканчивают обучение в 13:00.
Все дети начальных классов получают бесплатное питание. Дети, которые учатся в первую смену получают горячие завтраки, во вторую смену – горячие обеды.
Детям, которым положены льготы, также предоставляется завтрак либо обед бесплатно. Дети с ограниченными возможностями, их порядка 40 человек в нашей школе, получают двухразовое бесплатно питание.
Цифровизация и компьютеризация проникают во все сферы общества. Добрались ли новые технологи до вашей школы?
– По оснащенности государство старается сделать так, чтобы мы ни в чем не уступали городским учреждениям. У нас практически в каждом кабинете есть интерактивные доски. У каждого учителя есть МФУ или принтер. Мы попали в программу Министерства образования «Точки роста», по которой были оборудованы кабинеты химии и физики. Это позволяет детям заниматься проектными и исследовательскими работами.
Этим моментом, признаться, был приятно удивлен. Я заканчивал городскую школу и могу сказать, что таких кабинетов там точно не было. Это ясно показывает, что в последнее время Государством предпринимаются меры, направленные на сохранение и развитие сельской школы.
В СССР было одно из лучших школьных образований в мире. Вы согласны с этим утверждением и что нужно сделать, чтобы вернуть утраченные позиции?
– Важно поднять престиж профессии, на мой взгляд. Может быть даже не материальный, а моральный. Потому что, когда нет доверия между родителем, ребенком и учителем, преподавать очень сложно. Очень много зависит от кадров.
Теми методами преподавать, как нам, когда мы учились, сейчас нельзя. Поколение шагнуло далеко вперед. Мы должны перестраиваться и государство также, поддерживая учителя в моральном плане.
Конечно, советская система была эффективна, но наложить ее на современные реалии – невозможно.
Очень интересно узнать ваше мнение о ЕГЭ. Как вы к нему относитесь и как проходит процесс сдачи экзаменов?
– ЕГЭ – это не совсем плохо. За 20 лет система уже отработана. Она дает возможность детям из любой школы, подготовившись достойно, поступить в любой ВУЗ страны. У нас учатся дети и в МГУ, и в СПбГУ.
Я всегда детям рассказываю, что когда я заканчивала школу, то сдавала 8 выпускных экзаменов в школе и 4 при поступлении. Это был, наверное, не меньший стресс, чем тот, что испытывают современные дети.
Если дети и родители серьезно подходят к подготовке к экзаменам, и если учителя профессионально рассказывают об этом, то максимум стресса можно снять.
Технологически процедура походит следующим образом. Мы привозим детей в школу, проверяем наличие паспортов, гелиевых ручек. Отправляем их, вместе с сопровождающим в Аксай. Там их проводят через металлодетектор, рассаживают по аудиториям и в 10:00 начинается экзамен. В Аксайском районе только 2 пункта проведения ЕГЭ - школы №2 и №4.
Сложность наших детей в том, что в 8:00 они отправляются от школы. Потом мы их забираем.
Экзамены для детей 9-ых классов проходят в Рассвете.
Какой бы Вы хотели видеть школу завтрашнего дня?
– Я бы хотела, чтобы было современное, комфортабельное и технически оснащенное здание. Чтобы у детей были дополнительные возможности, и чтобы они приходили сюда, как домой. Чтобы и учителям было радостно приходить на работу и детям хотелось получать знания.
Хотелось бы ограничить применение гаджетов. Чтобы дети и родители поняли, что с одной стороны это благо, а с другой – вред.
Завершая материал хочется сказать, что чем больше я общался с Еленой Николаевной, тем больше понимал, что желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. Ведь сельские школы — опора российского образования, которая формирует облик настоящего и задает направление в будущее.
#школа #сельская школа #ростовская область #образование #интервью