Сергей Багоцкий, на мой взгляд, один из лучших учителей биологии. Учась в МИОО (тогда еще он назывался МИПКРО), я имела удовольствие прослушать несколько его лекций. К сожалению, он не вел у нас полный курс, а только заменял заболевшего преподавателя. Но даже те несколько лекций запомнились навсегда.
Дело в том, что кредо Багоцкого — рассказывать, не «как устроено», а «почему оно так устроено». Причем в максимально доступной форме, но без излишнего упрощения.
Так вот, хочу представить вам «пищеварительного дракона», который поселился у меня в планировании с тех пор. Ниже два фото. На первом контур дракона, который я высылаю накануне урока восьмиклассникам.
На втором — вариант заполнения. Сразу скажу, что это очень старый вариант, еще тех времен, когда сдавали устные экзамены. Поэтому в правом верхнем углу можно заметить указание на то, в каких билетах и каких вопросах содержится материал по пищеварительной системе.
Пунктирная область, помеченная «ОК-5-2» предназначена для информации о зубах (следующий урок). Крылышки дракона (ПжЖ — поджелудочная железа, П — печень) должны быть заполнены функциями соответствующих желез — для этого тоже есть отдельный урок. Карандашная стрелка между ними указывает на то, что я собиралась поменять их местами. Но так и не сделала этого, потому что у печени больше функций.
Смысл этого рисунка в том, чтобы ученик получил целостное представление о строении пищеварительной системы. Ведь обычно мы подаем этот материал кусочками, из которых не всегда складывается единое целое.
Когда у меня в кабинете была пятиметровая меловая доска с крыльями (здесь тяжкий вздох), я рисовала дракона мелом и не стирала его недели три. Он все время маячил перед глазами школьников, причем всех параллелей, что позволяло повторять материал и с 9-м, и со старшими классами. И маленькие задавали вопросы. И с 7-м можно было о чем-то поговорить, потому что изучаем животных, а у них у всех есть пищеварительная система. Что опознали? Что отличается? И т. д.
Еще дракон позволяет визуализировать деление пищеварительной системы на три условные части с разной кислотностью пищеварительных соков. Рисую кольцевые мышцы на горле дракона (сфинктер над желудком) и перед крыльями (сфинктер под желудком). А здесь уже можно объяснить, что такое изжога и почему картошка с мясом переваривается хуже, чем картошка отдельно от мяса.
Иногда у меня на эту тему выпадает два урока (замены зимой не редкость, а проводить физику или геометрию в 8 классе я не стану под дулом, что называется). И тогда тему можно давать со вкусом и с расстановкой. Включить в нее затравочку в виде небольшого интерактива с использованием материала, изученного в далеком 6 классе (по Пасечнику в 6 классе изучают физиологию организма).
А в конце такого сдвоенного урока можно провести работу в группах на закрепление. Каждая группа получает свое задание, обсуждает его минуту, а затем спикер группы доносит до класса общее мнение. Иногда завязывается дискуссия - самый писк современного урока. Тем более, что в задании есть "крючок" - почти все обсуждаемые блюда вредны.
Все это можно комбинировать в разных вариантах, в зависимости от вашего педагогического почерка.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!